Дневник
похода в Карелию на р.Чирка-Кемь
(14-31 августа 1993 г.)

14.08.93 г.

После непродолжительной ночевки в подвале, после которой я чувствовал себя инвалидом, у которого отрезали ноги, мы соизволили отправиться в п.Свечу. Загрузка и выгрузка в троллейбус и электричку представляла из себя "хождение по мукам". В электричке картежники погрузились в изумительную игру "в сто одно". О п.Свеча я был лучшего мнения, пиво старое, кормят плохо, но дешево. Загрузились в поезд, билеты достались в общий вагон под номером 16.
        Сначала было все как нельзя лучше, сели, раскидали снарягу, а потом влетела толпа, и вагон превратился в муравейник или даже нечто хуже. Я несколько раз пытался залечь на нижней полке, и каждый раз меня выгоняли на 3, короче, как говорил "отец народов": "Попытка не пытка". Так как мы с Серегой Погудиным были дежурные, то пришлось готовить в ужасных условиях, когда на хавчик смотрят и глотают слюну все посторонние, кто стоит или сидит сзади. Короче, обед и ужин всем вроде бы понравились, по крайней мере смертельных исходов нет. Особенно шикарным был обед, мы, как истинные туристы, распили парочку бутылок
шампанского под завистливые взгляды всех, кто видел, но не пил.
        Да, совсем забыл, успел получить за приколы от Наташки звонкую оплеуху, после которой до сих пор нахожусь в трансе. Короче, все пока хорошо, особенно, стоимость билетов, за такую сумму обычно ездят на
такси от площади Лепсе до вокзала, что будет завтра, то будет завтра.

Антон

15.08.93.

Идет второй день нашего долгожданного восхитительного похода в Карелию. Вчера, прощаясь с группой туристов, тоже пробирающихся в Карелию, но по другому маршруту, С.Н.Кувалдин сказал: "Хорошо вам отдохнуть и поесть рыбки". Такие слова делают наш поход еще более притягательным.
        Хотя ехали мы в общем вагоне, но с максимальным комфортом: каждый спал всю ночь на отдельной полке. Хорошо поели, еще раз порадовались дешевым билетам, выбрали кассира. Прибыли в Ленинград в 11.30 час. Благодаря разворотливости старших и ответственных товарищей, уже в 13.40 мы сидели в общем вагоне поезда Ленинград-Костомукша с билетами до Ледмозера. В очередной раз радуясь экономии на билетах, и еще тому, что в кармане билеты на обратный путь на поезд Ленинград-Свердловск на 30 августа.
        Конечно, вещей много, тяжело, все, как верблюды, с негабаритным грузом (особенно Антон Ширшиков), но полные радужных планов и надежд на удачный поход. Поужинали, как господа: овощи со сметаной; яйцо под майонезом; чай с печеньем и обалденными булочками. Засели за карты. На большой остановке сбегали в гастроном, накупили напитка, булочек, муки и др. Все дороже, чем в Кирове, и еще у нас есть 8-ми кг арбуз из Ленинграда. Вобщем, не жизнь, а сплошное удовольствие.
        Идет проверка документов пограничниками.
        За окном поезда озера, озера ... Сухо, солнечно, тепло.
        На этом дежурство С.Н.Кувалдина, Бориса Баранова и мое, Королевой В.В., закончилось. Вся группа, 9 человек, здоровые, веселые, шутят, играют в карты.

20.00 час. Королева

16.08.93 Понедельник.

А раз понедельник, то день тяжелый. Позавтракали еще в поезде. Меню: салатик, чай с печеньем, ну и все. Приехали на станцию часов в 10.00. И как всегда быстро выгрузили вещи из вагона. Кто-то пошел покупать билеты на обратный путь, кто-то ловить машину, а женщин мы отправили в магазин. Как ни странно, машина быстро нашлась за 4 бутылки водки и 3 тыс.руб., билеты не купили (сказали - не продают), погрузились в машину и поехали искать женщин (ну, конечно, наших). Искали мы их долго, но в конце-концов нашли. Серега Кувалдин отправил телеграмму. Затем мы заехали за червями. И вот нам ехать на ЗИЛке 60 км. О, это было незабываемо. Доехали до реки Чирка-Кемь. Выгрузились, распаковались, маленький перекус с салом, и начали собирать лодки.
        И вот, мы уже идем по этой цветом как чай реке. Вышли мы где-то часов в 5. Проплыли около часа и нашли место для стоянки. Выгрузились, поставили палатки. Я увидел столько ягод и грибов. Рыба здесь ловится отлично. Приготовили поесть, поели и за одним съели арбуз, который купили в Питере. Легли спать.

8.30 утра Андрей

17.08.93

Собрали мы вещи и пошли. Судна перегружены до предела. У Бориса в таймени столько вещей, что она похожа на пароход. Вскоре, после того как вышли, мы дошли до озера, которое называлось Челг-Озеро. Волны поднялись как будто на море во время шторма. Встретили туристов из Рязани, у них на озере была стоянка. На озере мы маленько передохнули и пошли дальше. Долго петляли, а потом вышли к мосту железной дороги. Борис очень удивился, потому что этого моста никогда не было. После моста был небольшой перекат, который мы хорошо прошли. Собралась местная детвора на нас смотреть и строящие мост солдаты. После этого был еще один маленький перекат под названием Нахко порог. Который тоже хорошо прошли. Затем мы встали у берега, чтобы осмотреть порог Лоухи. Прошли его с массой впечатлений, хотя почти все и проскреблись на камне. Когда пошли дальше, рыба как-будто взбесилась. Три щуки попалось легко на крючок: Борису, Андрею и Сереге. Но Борис ради этого пожертвовал своей дорожкой. Пока рыбачили, дошли до автомобильного моста. Возле него тусовались Москвичи. Посредине моста торчало бревно, его мы хорошо все обошли, а через несколько километров мы уже были у порога Хауда, где мы и встали на стоянку. На верху, на крутом берегу, была хорошая полянка с множеством наворотов. Поставили палатки, поели. И легли спать. С этого началось незабываемое. Дождь шел целые сутки.

9 часов утра 18.08.93. Костя Борняков

18.08.93 г.

Итак, сегодня мы отдыхаем, дневка. Погода, правда, поганая, дождь мелкий, моросящий. Толпа ушла за дровами, а мы, как всегда, на самом интересном месте остаемся дежурить, обнаружили деревню. Старинную, нежилую, видно был пожар, и люди покинули ее, но самое забавное: все разрушено, развалилось, а сортиры с кодовыми буквами "Мы" и "Жо" до сих пор стоят.
        Серега Кувалдин начал засолку рыжиков. Проклятье - каждый день грибы, они уже мне снятся.
        Короче, меня одолела лень, и я передаю право слова матросу - Погудину, во всем винить его.
        К счастью, к вечеру дождь кончился, и мы начали сушить свои вещи. Разожгли нодью, сделали перекладину, и тот, кто успел, развесил свои вещи сушиться, ну я, конечно, успел. Серега Кувалдин потерял свой мундштук и объявил вознаграждение тому, кто найдет - бутылка водки, но, к его счастью, а к нашему несчастью, никто его мундштук не нашел. На этом день и кончился, все ушли спать.

Антон

19.08.93.

Сегодня ходовой день, поэтому дежурные проснулись рано. Серега П. и Антон долго пытались выжать огонь из сырого хлама, т.е. остатков дров, поэтому завтрак затянулся надолго. Собственно, проглотили мы его быстро, вот только сам процесс приготовления ... До завтрака успел сбегать на развалины поселка и принес два рыжика. После завтрака Костя несколько раз пытался спросить Сергея К., когда же начнем тренироваться на пороге, но тут Сергей напомнил, что вобщем-то все ждут Костю, так как только его байдарка не готова. Во время подготовки к тренировке успел сделать табличку к тем шести красным, что нашел на дневке, чтобы кто из туристов случайно их не сорвал. Текст таблички был следующий:

"Не дышать! Проходить мимо!
Опытная партия. Выращивается туристами-
грибоедами с г.Кирова с 18.08.93.
Состав опыта: 6 (шесть) красных."
        Ну вот, наконец-то, и тренировка, прошла без единого киля, вот только Костя с Аней несколько раз пытались проверить, есть ли рыба в пороге, да в последний момент все передумывали. После тренировки, согревшись у костра, пошли на штурм Хаудапорога. Расставлены страховка, фотографы, зрители заняли места в партере - можно начинать. Первым шел Антон с Сергеем П. Следом за ними на каяке шел Сергей К. Все прошли хорошо, как и наметили. Следующее прохождение было мое. При входе в первую ступень решил пройти справа рядом с бочкой, но зацепил слегка кормой за камни. Слегка дернувшись, байдарка пошла дальше. Перед штурмом второй бочки, которую уже не миновать, стал ставить байдарку полулагом. И вот тут услышал отчаянный визг (нет, не подумайте - это не матрос) - это завизжали зрители с берега. Они почему-то решили, что оверкиль неизбежен. Успешно преодолев эту бочку, обошел все валы мощной центральной бочки, т.е. прошел недалеко от правого берега. Следующие два экипажа шли под дождем. Костя с Аней чуть было не выбили камень, с которого я фотографировал, из под моих ног. Андрей с Наташей, обобщив опыт всех предыдущих экипажей, прошли без происшествий. Погревшись у костра и запаковав байдарки, пошли к Кривому порогу.
        Преодолев три небольших переката, услышали шум порога. Пристали на правый берег и пошли на разведку. Осмотрев порог, взошли на сопку, с которой хорошо виден Такхо-падун. Так как проход довольно сложный, решили встать на ночевку. Долго искали стоянку, так как кругом сыро. В конце-концов решили костер сделать у реки, а лагерь поставить на вершине сопки в ложбинке, прямо на тропе. Других вариантов не было. Вечером был вкуснейший плов с грибами. После обильного и вкусного ужина многие завалились в палатки, а самые стойкие члены группы еще долго сидели у костра, вспоминая разные истории, и между делом дегустировали "Красную гроздь". Вот, пожалуй, и все на сегодня из жизни панков, фанатов и проч.нелюдей. А завтра нас ждет штурм Кривого и, возможно, Такхо-падуна.

Борис Баранов.

P.S.  Прошел четвертый день похода.
        Все страшно хорошо, если не считать дождя и мошек. Воздух, лучший, наверно, во всей России. Тьма грибов, черники местами, рыбы по слухам. Ничто не омрачает мой отдых, даже сложные пороги, т.к. я за
капитаном Борисом Барановым, как за каменной стеной.

пятн.19 авг.1993 г. Королева В.В.

20.08.93 г.

Утром, после холодной ночи, все неохотно встали, позавтракали и отправились на взятие порога "Кривой". Дорога была короткой, после чего все пошли смотреть порог. Перед прохождением порога, Серега Кувалдин объяснил всем, как надо его пpоходить. Меня (Наташу) поставили на страховку. Сначала порог прошел очень хорошо Серега К на каяке, за ним Антон и Серега П. на катране. Следующими пошли Андрей с Африкой (Костей), но я почему-то за них боялась. Ну, а Аня с Серегой Кувалдиным прошли отлично. Борис с Верой Васильевной сначала всех фотографировали, а потом стремительно, или даже уверенно, прошли порог. А потом С.Кувалдин меня покатал по порогу, кое-чему научил. С ним, вообще, классно ходить на самоделке. После удачного прохождения порога, все сырые и холодные пошли на стоянку. Рядом с нашим лагерем стояли москвичи. С дровами было плохо. Потом нам один мужик сказал, что подальше есть очень много дров, которые готовили для бани, но, видно, они не пригодились. И мы пошли туда.
        Через некоторое время некоторые члены команды устроили бунт. Они решили во что бы то ни стало пройти порог Такхо-падун. Серега К. объяснил им, что этот порог очень опасный, и там можно продрать байды. Отважился только Борис пройти на таймени. Ему повезло, он наскочил на камни и чуть не порвал байду. Остальные, посмотрев на это, решили обнести байдарки через порог.
        На ужин была гречневая каша с тушенкой и чай. После того, как все наелись, в котле осталось еще очень много каши. Я предлагала добавки, но все отказывались. Один Костик сказал, что ему чуть-чуть положить. Ну, я и положила полную тарелку с горкой. После чего он даже встать не мог. Мне его искренне было жалко. Но ничем не могу помочь.
        После ужина Андрей поставил к костру сушить кеды, а Аня нечаянно опрокинула на них котел с чаем. Наконец-то, наше дежурство подходит к концу, завтра еще приготовить завтрак и все. Дежурю я с Андреем. А
поздно вечером сидели у костра и травили анекдоты.
        А что будет завтра, вы узнаете завтра.

утро 21.08.93 г. Наташа.

21/VIII-93.

Сегодня по графику у нас дневка, это значит, что все постепенно, нехотя, выползут из палаток часам к 12. Так все и вышло. После завтрака Сергей К. и Борис схватили сеть и стали изучать повадки местного рыбного населения. Где-то к вечеру им это удалось. Когда мы в очередной раз с надеждой поглядывали на возвращавшуюся после осмотра сети байду, Серега, наконец-то, к нашему счастью, вытащил из нее щуку. Потом они поймали еще язя и лещей. Остальное население лагеря бросилось на заготовку грибов и ягод.
        В Карелии я узнала, что чай из чаги - это просто классно, особенно со сгущенкой. Про это, конечно, узнала и моя мама, и тут началась чаговая эпопея. Мы нашли два пакета чаги и принесли все это на стоянку. Пришлось половину оставить на стоянке для других .групп, если такие будут.
        Вечером Борис, наконец-то, достал кубики, и мужская половина лагеря весь вечер кидалась ими. Звон от броска кубиков в тарелку шел на все озеро. Женская же половина отправилась на тренировку в составе Мухиной Натальи (СНГ) - самоделка и Королевой Анны (меня) - каяк. Доехали до загадочного острова, на котором стояло здание, то ли туалет, то ли баня. Эскимоску отработать не удалось, т.к. мелей не получилось. Мы хотели подорожить, но как ни кричали: "До - ро - жек!" - так нам их и не дали, и мы остались ни с чем. Покрутившись еще немного на воде, мы вышли. Наташа присоединилась к игре в кубики. А я стала готовить горох с тушенкой. Также на ужин был кисель и чай из чаги.
        После сытного ужина пришла мысль создать женский экипаж. Адмирал и капитаны были вроде бы не против, самоделка в порядке, и утром на озеро вышел новоиспеченный экипаж амазонок. Перед выходом всей флотилии состоялось небольшое сражение между амазонками и экипажем "Мышь" (Антон, Серега). В самый разгар битвы, когда мы уже забыли об опасности перевернуться, грозный голос Бориса остановил схватку, и на озере снова воцарили мир и спокойствие. Дежурство передали команде "Мышь" с большой радостью на сердце. С утра у всех было хорошее настроение, наверняка это что-то предвещало.

22/VIII-93 г. Аня.

22.08.93 г.

Утром ушли с дневки. В этот день нам предстоял длинный переход. Сразу же начали дорожить, но сначала ничего не шло, но как мы стали подходить к порогу, Серега Кувалдин вытащил щуку примерно на 1,5 килограмма, а затем и мы с Антоном вытащили двух щук: на грамм 800 и где-то на 2 килограмма, мы этому очень обрадовались, но потом нас постигла неудача  - у нас оборвалась блесна. Вот подходим к порогу Н.Ледма, сначала ознакомились с ним, а потом прошли, все прошли замечательно.
        Как только мы прошли этот порог, уже было слышно шум другого порога - В.Ледма. Зачалились около него, чтобы осмотреть его и одновременно сделать перекус. Пока нарезали сало, остальные нашли в этом лесу очень много белых грибов, всяких: и маленьких, и больших. Потом мы сходили с Антоном и тоже нашли несколько белых грибов. Потом осмотрели порог и пошли. В этом пороге я опять хлебнул водички, и мы, как прошли этот порог, сразу же пошли к берегу. Воды в байдарке, как всегда, было много, но мы к этому уже привыкли. Сразу же после порога встаем на стоянку. Мы быстро готовим ужин. Началась экономия продуктов, но мы думаем - нам хватит до Борового, а там все равно есть магазин. Нас с Антоном тоже постигло горе, у нас кончаются сигареты, и мы решили курить по времени и одну на двоих. Серега Кувалдин с Борисом опять поставили сеть, думаем, что что-нибудь попадется. После ужина все разбрелись: кто рыбу ловить, кто за грибами. Я тоже постоял с удочкой и вытащил четыре сорожки. В этот день все устали и стали расходиться по палаткам, и мы покурили и тоже пошли спать. На этом день и кончился.

0.00 час. 23.08.93 г. Серега Погудин

23.08.93.

Дневка. Встали часов в 10. Ночь была самая холодная из всех предыдущих, зато день обещал быть ясным. Проверили с Борисом сеть. Взяли язя около 1 кг и крупного налима. Показалось мало, решили поставить сеть в камышовую протоку. Как потом оказалось, жадность фраеров сгубила. Но отрицательный результат, это тоже результат. Зато теперь точно знаем, что крупная рыба кормится под порогами.
        Посмотреть на налима на берег прибежала Анька и почему-то обозвала его поросенком. После завтрака "панк и фанат" (по выражению Костика) Серега Погудин полез купаться в несовсем теплую воду. До 15.00 дня все шло как обычно. Перед глазами мелькали грибы и рыба то в сыром, то в варено-жареном виде. Борис натаскал на дорожку кучу карандашей. Юный следопыт "с наворотом" - Костя - обследовал все близлежащие стойбища и притащил трофеи: чей-то ремнабор, помпу с ножным приводом и самое ценное, которое он тут же щедро подарил мне, хопку со своей задницы.
        Однообразие быта становилось, по меньшей мере, утомительно. Кроме того, технический уровень нашей команды серьезно беспокоил меня. Впереди много порогов, большинство из которых нужно будет идти сходу. На все предыдущие предложения потренироваться на ближайшем пороге, мужики молча отводили глаза и по одному расползались по своим делам. Зато Аня с Наташей рвались в бой, но без хорошей страховки с воды я их в порог не пускал. Сегодня я решил убить 3-х зайцев сразу: скрасить однообразие, потренировать народ и разрядить некоторую скованность в общении. После обеда объявил: "Кто идет на тренировку, вечером получает килевые из нашего Н.З." Наши суровые и сдержанные бойцы внешне никак не прореагировали, но через 5 минут я заметил, что все дружно собираются. Взял каяк, обнес порог, жду 10 минут, 15, поел голубики, никто не идет. Наконец, появились. Оказалось, наш геройский женский экипаж траверсировал нижнюю струю и перевернулся. Наташка потеряла весло (простительно для первого неожиданного киля), Анька-умница поймала его. Спаслись сами - молодцы. Пока поднимались до порога В.Ледма, Антон поймал на здоровенную блесну крупного, по его мнению, окуня грамм на 150.
        На нижней струе В.Ледмы отработали траверсы, заход и выход из суводи и потащились вверх для прохождения. Разработали довольно сложную линию движения с заходом в суводи, траверсами и разворотами на струе. Андрей с Костей долго терзали меня, уясняя ориентиры, Антон в это время развлекал девочек. Для девчонок задача была попроще - пройти порог по большим валам и зайти в суводь. Андрей с Костей без ошибок прошли, как задумали, Антон же только предоставил возможность Сереге Погудину сделать несколько глотков воды, прошибая его мордой валы. Девчонки прошли хорошо, надежно. Пожалуй, можно будет позволить им завтра идти женским экипажем пороги.
        Н.Ледму шли сходу. Задача была - пройти левым берегом и как можно раньше зайти в суводь. С задачей не справились (все таки опыта у экипажей маловато). У Сереги П. добавилось воды в желудке. Похоже, Антон очень заботится о сытости матроса. Наташка все время спрашивает: "Ну, как мы прошли, как мы прошли?" И тут же сама утверждает: "Плохо, плохо прошли". Вышли на берег, обогрелись. Девочкам захотелось пройти порог в спасжилетах. Практика полезная, не вижу причин отказывать. Поставили страховку, сплавились, обе слегка хлебнули из жесткого 1,5 метрового вала, ушибли коленки (надо было прыгать спиной, а не лицом вниз), но не сильно. Все больше убеждаюсь, что их можно будет пускать в пороги сходу (конечно, при моей плотной опеке).
        Наконец, вечер, немного расслабились - грамм по 70, причем девочки уступили свою дозу Борису, который не был на тренировке (таймень слишком тяжел). На закуску была "суперрыба с наворотом", т.е. рыбье филе, запеченное в тесте. Фантастическое для похода блюдо, приготовленное нашей общей заботливой мамой Верой Васильевной. После сидели у костра, народ, наконец-то, распелся без гитары (у нашего гитариста слишком сложный репертуар). Антон вспоминал старые добрые песни. Но наибольший успех у девчонок имела бестолковая песня про серенького козлика, спетая вместе с Борисом.
        Завтра новый ходовой день, прав ли я, разрешив девчонкам идти экипажем ?

Сергей Кувалдин

24/VIII-93

Дневка закончена, сегодня в дорогу. Утром проснулись часов в 10.00, было немного холодно. На завтрак ели кашу и компот. Потом собирались часа 3. Потом проснулся Антонидзе. Мы пошли женским экипажем. В начале, в порогах чувствовали себя неуверенно, потом освоились. Все, вроде бы, шло нормально. Преодолели 6 порогов.
        Прошли Кильбу, затем был перекус. Компот из голубики, сало, грибы и уха. Всего по чуть-чуть, но хватило всем. Как всегда, набрали мешочек грибов. После перекуса немного подорожили до порога Омос, его шутя прошли, впереди нас ждал порог Нукутт. На этом пороге экипаж Кости и Андрея шел на байде вровень с водой - как подводная лодка капитана Вылегжанина. Затем шли 2 небольших порожка и Железные ворота. Затем нас ждал порог Вигитус. Потом Антон и Сергей осмелели и запели песню про серого козла с характерным "Ха-ха-ха-ха". Затем был порог Грядовый, который прошли с ходу, и через некоторое время порог Ручей".
        Наконец, дошли до "Рокони". Ходили на разведку. Нас пожалели, и мы наблюдали за прохождением других экипажей по порогу. По просьбе Бориса, мы полезли по камням в порог, и Наташка грохнулась в порог. Кому-то было смешно, а кому-то больно. Но сфоткать Бориса мы все же успели. Бориса слегка пожевало в бочке, шмякнуло об камень. "Затонул" второй катран ("Мышь"), одни каски виднелись из воды, да весла сверкали в воздухе. Затем побыстрей, чтоб согрется, мы погрябали до стоянки. Там стоит баня, все обалдели от предчуствия парилки.
        Поели и легли спать. День прошел нормально, классно, кто как скажет.

Дежурные.
(Аня и Наташа)

25.08.93.

С утра начали топить баню. Топили долго, но тщательно. Вера Васильевна с девушками ходили за ягодами. Затем они варили варенье. Очень вкусное получилось варенье, но, несмотря на то, что попробовать дежурным не дали. Все встали, поели и занялись своими делами. Остров, на котором мы встали, оказался полон грибами. Борис, как всегда, собирал их пакетами. Грибы мы ели каждый день и не по одному разу. Всем очень нравились грибные блюда, только Антон изредка брезговал едой. К вечеру истопилась баня.
        Вот это было здорово. Борису дали кличку "Морской котик", ну уж он очень был на него похож. Особенно, когда выйдет из бани и бросается в холодную реку. Первыми пошли Б., Сс, А, См., т.к. мылись, парились по очереди, в 3 партии. Вторыми пошли мы с Антоном. А третьими шли дамы. Парились до самой ночи, а когда после баньки стали играть на "рояле" - это было просто незабываемо. Выпьешь рюмочку, закусишь ухой с
жареной щукой, так и в обморок хочется упасть. А утром спали чуть ли не до 12. Баня удалась на славу.

Костя Борняков (Андрей)

26.08.93 г.

Какой-то черт поднял меня в 7.00, наверно, было холодно. Пошел разводить костер. Проснулся Погудин, приготовили завтрак. Вчера какой-то черт меня дернул пообещать приготовить оладьи. Вот пришлось их готовить и топить баню. Вобщем, все получилось на славу, но оладьи я больше готовить не буду.
        Сегодня в баню ходили одни мазохисты, после второго раза на третий я оттуда вылезал по пластунски. После бани, как и положено по-русски - водка. Правда, настроение у меня испортилось и я ушел спать.

26.08.93 г.  Антон

27.08.93

Всю ночь лил нудный мелкий дождь. К утру он не кончился, поэтому настроение у всех с утра хмурое. Лишь одно ободряет, что впереди предстоит одолеть десять порогов. Вот, наконец-то, все готовы. Впереди - три сосновых порога. Я шел первым. Все покачались на валиках и пошли дальше. Прошли несколько перекатов, небольшой порог Елисей. Порог Олений решили штурмовать без разведки, шли на отрицаловке. Посреди порога встретилась моторка (шла вверх). Затем прошли порог Лоухи и встали на разведку перед Горшком. На Горшке встретили геологов, которые сказали, что будут строить две плотины: на Железных Воротах и на Горшке, но будет это еще не скоро. Горшок я штурмовал первым. Пока работал на отрицаловке, чтобы подойти к краю бочки, экипаж диких басм чуть-чуть не сбил меня с курса, еле увернулся. После Горшка был небольшой порог Ялгонь, а дальше началась пахота до Борового. Пришли в Боровой в три часа. Стоянку обосновали в лесу, дров много, что очень ценно, так как предстоит большая сушка. Мы с Костей устроили настоящий лесоповал. Вечером все занимались сушкой, затем был прощальный ужин, приговорили остатки спиртного. Андрей с Антоном проспали всю ночь у костра, а остальные, как обычно, в палатках. Завтра надеемся уехать в Ленинград.

Борис Баранов

28.08.93 г.

Раньше всех встала Вера Васильевна и приготовила завтрак. Как и было запланировано заранее, следующими встали мы (Аня и Наташа) и пошли на вокзал занимать очередь за билетами. Подергав дверь, мы решили, что вокзал закрыт. Так мы решили подождать. Просидели около одного часа, после чего оказалось, что дверь была открыта, только для этого нужно приложить силу. Через некоторое время нас пришли сменять ребятишки (Антон и Андрей). После чего мы пошли по магазинам, но, как оказалось, напрасно.
        Когда пришли в лагерь, то решили испечь оладушки с вареньем. Серега Погудин купил на всех билеты до Ленинграда. После чего мы стали в спешке собираться. Хоть все и ждали эту весть, но она поразила нас, как гром, и мы суматошно стали скидывать вещи в рюкзаки. Во время сборки все кричали, что времени осталось очень мало. К счастью, мы успели собраться и быстрым шагом, чуть ли не бегом, пошли к вокзалу. На вокзале оказалось, что Антон купил лишний билет, но, не растерявшись, он быстренько его сдал в кассу.
        После удачного погружения в поезд, все принялись за ужин. На ужин у нас была рыба с разбавленным красным вином и оладьи с вареньем. Но почему-то рыба не всем понравилась.
        После ужина, на досуге, играли в карты, кто-то читал книгу, кто-то спал. Но, вобщем, день выдался удачным.

28.08.93. Дежурные (Наташа и Аня).

29.08.93 г.

Прибыли в Ленинград.
        Прощай, Карелия!
        Страна воды, камней, грибов, ягод, щук, чаги, чистейшего воздуха, кипящих и ревущих порогов. Спасибо тебе, Карелия, за незабываемые впечатления, отличный отдых в отличной компании.
        Привет, Ленинград!
        Сдали вещи в камеру хранения, наметили план. Для начала отправились в Кунсткамеру, образованную Петром I в 1717 году. Пошли туда: С.Н.Кувалдин, Антон, Я, Аня и Наташа. Борис и Сергей Погудин поехали к тетям, Костя и Андрей - своим маршрутом. В троллейбусе напали на нас серые волки, ободрали на энную сумму. В музей пришли поздно, успели посмотреть немного. Но, на наше счастье, люди там оказались гостеприимными, предложили по этим же билетам придти завтра с утра и все досмотреть. Так мы и сделали. Музей - чудо. Экспозиции из стран Восточной Азии, Африки, Австралии, Америки о культуре и образе жизни людей, начиная с каменного века и до современных лет. Этот музей - второй по значимости после Лондона. Незабываемые впечатления. Написали благодарный отзыв от туристов-Кировчан.
        Пошли по Невскому проспекту. Накупили книг по интересам, пакетов, наелись мороженого, бананов, яблок. Пооткрывали рты на астрономические цены (отвыкли от покупных продуктов за две недели). Купили в дорогу овощей, фруктов, прибыли на вокзал, получили выговор за получасовое опоздание. Сфотографировались на прощание у Московского вокзала, нацепили рюкзаки и пошли грузиться в поезд. Конец похода уже виден.

Королева В.В.

P.S. Спасибо нашему командиру Кувалдину С.Н. и лоцману - моему капитану - Баранову Б. за отлично и надежно организованный поход. А молодежи - за отличную и приятную компанию.

В.В.

* * *

Все очухались где-то часов в 6.00 в зале ожидания на Московском вокзале. Посидели, подремали еще несколько часов. Около 9 Вера Васильевна, Аня, Наташа и Серега с Антоном, поехали в город. А, да! До этого Костик послал телеграмму домой. Мне с Костиком дали денег, чтобы мы купили черного хлеба в дорогу (1000 р).
        Толпа отвалила, а я с Костиком остались на вокзале. Посидели немного и решили тоже поехать в город за хлебом, и купить себе поклевать чего-нибудь съедобного. Сели в метро и проехали остановки три. Вышли, по-моему, у какого-то технического то ли училища, то ли института. Побродили по улицам. Зашли в магазин, купили молока, потом в другой, там купили хлеба и соломки. Затем где-то около часа еще ходили по городу и поехали на трамвае обратно на вокзал.
        Приехали на вокзал. В каком-то скверике поклевали соломки, запивая молоком. Взмерзли как гаврики и пошли отогреваться на вокзал. На вокзале было ни чуть не теплее, и тогда мы пожалели, что не взяли с собой верхнюю одежду, когда сдавали вещи в камеру хранения. Так мы просидели часов до 3-х дня и пошли смотреть, не пришел ли кто из наших. Вышел я с вокзала и увидел С.Погудина с Антоном. Вчетвером посидели в зале ожидания до 4-х. Пошли встречать наших. Встретили Бориса, потом С.Кувалдина. Вытащили весь шмон из камеры хранения. Стали ждать женщин.
        Они, естественно, опоздали на 45 минут (ну как не погулять по Питерским магазинам). Потом перетащили вещи на 7 платформу, откуда должен был отправиться поезд на Алма-Ату, посидели немного, покурили. Диктор объявила, что поезд будет отправляться с 4 платформы. Поперлись с вещами на 4 платформу, сели в вагон, раскидали вещи, поезд тронулся. Пока Питер! Домой пора! Нагулялись! Пообедали часов в 7 вечера.
        Тут, откуда ни возьмись, появилась толстая рожа начальника поезда. Он сказал, что пользоваться матрацами и подушками нельзя, если не заплатим за белье. Потом спросил у нас, где у вас разрешение на провоз наших крохотных рюкзачков. Мы ему "вежливо" объяснили, что провоз туристического снаряжения всегда являлся бесплатным и разрешенным делом. Тут он набросился на нас со словами, что вызовет омоновцев в Волховстрое, и пускай они с нами разбираются. Мы, конечно, послали его ко всем чертям, и он ушел к ним.
        В Волховстрое ничего не произошло. Едем нормально, но, правда, без матрацев и подушек. Кто-то в спальниках, а кто-то на голых полках. Сейчас Антон читает книгу. Серега Кувалдин, Вера Васильевна и Костян
спят, Аня, С.Погудин и Наташка играют в карты, а я пишу дневник.