Дневник Лоция Карта Треки Категорийные походы |
© Баранов Борис Борисович |
Подъем сегодня ранний, в 4.45, чтобы успеть на первую электричку до Яра. Иду один на Щуке на реку Белую, что начинается в Удмуртии и далее течет по Кировской области, впадая в реку Вятку. У меня все упаковалось в рюкзак весом 36 кг, и отдельно везу коврик, накрученный на веретено весла.
В 5.15 вышел из дома в сторону Алых Парусов. Как всегда, первые автобусы и троллейбусы оказались не мои, но вскоре я сел в почти пустую тройку - сегодня рабочий день, а в субботу мы с трудом вместились с байдаркой и рюкзаком, когда этой весной в конце апреля ходили на Просницу.
Да и на вокзале оказалось не так и людно. Сразу отоварился билетом до Яра. Едва успел присесть, как объявили мою электричку. Контролеров при выходе на платформу в отличие от выходных не было. Сел я сначала в третий вагон, но место здесь сдвоенное, потом перетащился во второй - в нем оказалось уютное угловое место для рюкзака и всего одно сидение на двоих.
Только настроился слушать радио Дачу, как пришел собеседник к "серьезному" человеку с большим рюкзаком. Им оказался заядлый рыболов, брат Евгения Ворончихина - автора серии книг "По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы". Он все удивлялся, как это можно идти на речку и не ловить на ней рыбу. Проговорили с ним до Просницы, где он вышел. Интересный собеседник, да и говорил-то больше все он, а я только слушал его истории.
Ближе к Зуевке я позавтракал. За Фаленками посмотрел на Святицу. Потом мы въехали на территорию Удмуртии, и вскоре в 9.50 прибыли в Яр. Станцию украшает красивый современный вокзал. У кассирши я узнал, что автостанция находится по другую сторону железной дороги в центре поселка. Как-то я уже привык, что обычно автостанция находится либо в здании вокзала, либо рядом с ним. Это для меня оказалось просто неожиданностью.
Мне пришлось подниматься на переход через пути. Здесь я пристроился за толпой с авоськами. Оказывается, почти все они идут туда же, куда и я. Вскоре по наводке дошел до нужного мне здания, но вывески на нем так и не увидел, а вот автобус на Глазов уже стоит. Сразу же забрался на заднее сидение. Когда подошедший вслед за мной народ забился в автобус под завязку, он сразу же отчалил. Дорога оказалась такой ужасной, что я с трудом смог отправить смску в Киров, все попадал не в те буквы на виртуальной клавиатуре. Деревню Карасево мы проезжали по ул. Кировской. В Глазов, кстати, тоже въехали по ул. Кировской, а после пересечения переезда я заметил указатель в сторону ул. Вятской. Надо же, сколько наших названий на удмуртской земле.
В Глазов прибыли через час. На подходе к автовокзалу стоят такси. Отправив смску в Киров, выехал на такси в сторону реки Белой. Асфальт вскоре закончился, и пошла относительно неплохая грунтовка, но так было только до Чажая. За ним дорога закончилась. Пошла мешанина из глины, по счастью, она успела засохнуть, и кое-где ее даже подправили грейдером. А вот вскоре и он сам показался. Местами мне казалось, что не проедем, но все же до реки добрались.
Добавил таксисту полтинник до реки, так как тариф у них только до Чажая. Сфотографировал реку в районе моста, и отправился в небольшой лесочек в 90 метрах от дороги, где хотя бы можно спрятаться в тени елей от солнца, которого сегодня много, а вот листвы-то на деревьях совсем еще нет. По дороге изредка проходят машины. Не спеша собрался, отобедал, но упаковаться полностью не дал мне дождь. Хотя он и был небольшой, но я его переждал. Потом подтянул к реке все барахло, загрузил байдарку, сфотографировал окрестности, и в 15.58 отчалил.
Не успел пройти 200 метров, как все русло оказалось перегорожено упавшими деревьями. Ширина-то реки всего 4-5 метров, но воды для сплава на байдарке достаточно. Взял рюкзак и котлы, и начал обносить препятствие: один завал, второй, третий... В общем, веселенькое начало - "Сюзюм-2". Когда мне показалось, что все завалы закончились, я сбросил рюкзак и решил заглянуть за поворот русла. Там продолжилась та же история.
Налегке дошел до чистой воды, а затем вернулся за байдаркой. Тащил ее волоком около 330 м, после этого воротился за рюкзаком и котлами. Лишь только в 16.40 отчалил от берега. Вопреки моим опасениям дальше пошла относительно чистая вода, хотя завалы встречались часто, но они легко преодолевались.
Вскоре я наблюдал за гуляющим по берегу зайцем, а на 3-ем километре на меня удивленно вытаращился лось. Он долго не мог понять, что это такое на него движется. Позже, когда я почти поравнялся с ним, лось не спеша ушел в лес.
Время близится к шести вечера, пора вставать на ночь. Вскоре справа в 17.54 заметил хорошую открытую луговину, на ней и обосновался. Ходовое время за день - 50 минут, пройдено 4,2 км. Все выходы из реки грязные, много ила. Сапоги и штаны я успел запачкать в грязи еще на проводке завалов.
Должен же я был что-то забыть дома, и этим что-то оказалась мазь от комаров, но, по счастью, их пока мало. Вечером поставил палатку, поужинал. Дневник пишу уже после захода солнца. Стало прохладнее, вечером было +20°C. Вскоре наступили сумерки, на небе сквозь тучки стал виден серпик нарождающейся луны.
Перед сном послушал "Радио для двоих", относительно сносное качество, вещает с Балезино. А с Омутнинска с трудом пробивается кировская радиостанция Мария FM.
Ночью было тепло, +13°C, так как пасмурно. Расплатой за это был прошедший дождь, по счастью кратковременный. Рано утром в сторону Глазова по дороге прошло несколько машин. Проснулся в начале восьмого, солнца нет. Приготовил завтрак, покушал, вымыл байдарку. Река, а точнее, берега очень грязные, и вся грязь с сапог лезет в байдарку. К выходу солнышко разыгралось.
От берега отчалил в 10.09. Через некоторое время в размывах высокого берега увидел выходы камня, а на втором километре даже прошел через каменистый перекат. Радовался чистой воде я недолго, вскоре после переката уперся в мощнейший завал - все русло Белой было завалено деревьями. Обносился по левому берегу около 55 м 11 минут. Чаще русло бывает перегорожено одиночными деревьями - это в основном осины, подгрызенные бобрами, и не только осины. Лес по берегам - ель да береза, встречаются на пути и луговины, в основном, на изгибах русла.
Через километр был еще один завал, но здесь я провел байдарку прямо с вещами по берегу, не разгружая ее. Через полтора километра встретился очередной серьезный завал. Обнос здесь короткий, но очень крутой выход на берег, долго с байдаркой боролся. Да и спуск к воде оказался не проще. Проковырялся на этом завале 16 минут.
Вот и первые 5 км прошел. Хотя завалов и много, но путь скрашивают перекаты. Ближе к обеду погода стала хмуриться, а тут еще и завал огромнейший перегородил русло. Пока обносился, решил, что надо передохнуть, а заодно и отобедать здесь - времени-то почти уже час.
Перешел ручей, но под елью место мне не понравилось. Поэтому обед стал готовить прямо на луговине. Воду брал из ручья. По сравнению с рекой она идеально прозрачная, в Белой же вода немного с белесоватым оттенком. На небе совсем все черно стало. Дождь, конечно же, пошел. Пришлось прикрыть продукты гермомешком. На удивление, атмосфера быстро разрядилась, и вскоре выглянуло солнце.
Отчалил с обеда в 15.03. Почти через пару километров очередной обносной завал, теперь уже по правому берегу. Первая луговина здесь вся желтая от ветреницы, а вторая, как будто снег выпал - вся белая, я ее даже сфотографировал. На этом обносе тоже были крутые берега, пришлось поковыряться с байдаркой как на выходе с воды, так и при посадке.
Вскоре в русле стали изредка попадаться рыбацкие заколы (справа в паре километров от реки находится несколько деревень). Все они были сооружены давным-давно и уже почти сгнили. Небольшие завалы периодически встречались по пути, но до обносов дело уже не доходило. Чаще же я шел и радовался чистой воде и перекатами.
Время приближалось к шести вечера, на карте показалась дорога, и я чуть было не встал на стоянку до нее, место здесь мне что-то не приглянулось. От старого моста остались полусгнившие сваи, затем идет неплохой перекат, который пересекает брод и упирается в новый наплавной тракторный мост-настил. Здесь я провел байдарку справа от моста по промоине. Пройдя совсем чуть-чуть, в 17.59 встал на открытой луговине левого берега рядом с кустом черемухи. Ходовое время за день - 3 часа 10 минут, пройдено 17 км.
Луговина освещается солнцем. Я успел поставить палатку и подсушить на солнце мешки и коврик. Потом занялся ужином. Периодически пролетают самолеты, услышал, как мне показалось, дизель тепловоза. Неужели это ветка на Верхнекамскую уже слышна? Изредка вдали по дороге проезжают машины. А так постоянно щебечут и поют птички, кукует кукушка.
Вскоре солнце закатилось за горизонт, стало прохладнее. Вечером слушал "Радио для двоих" и Марию FM.
Перед полуночью пошел дождь. Гроза так и не случилась, хотя где-то очень далеко изредка громыхало. Долго ли шел дождь, не знаю, я сразу же уснул.
Встал в 7 утра, на небе солнечно. Перевернул байдарку, чтобы подсушить днище. Хочу подклеить скотчем старые раны, а то к вечеру вода что-то довольно быстро прибывала. Затем развел костер и приготовил завтрак. После завтрака подклеил днище и пошел собираться.
Когда все было готово к погрузке, обнаружил, что в байдарке вскрылась старая рана в клапане, и гондола сдулась. Хотя я воздух стравливал с утра, но солнце сделало свое коварное дело. Попробовал вытянуть гондолу, не выворачивая байдарку наизнанку. У меня это получилось. Подклеил ткань гондолы к клапану и стал ждать не менее часа, чтобы шов схватился, а то воздухом оторвет приклеенную ткань. Место склейки прогрел углем, так что часа должно хватить.
Выждав час, вернул гондолу на место. Подкачал, вроде склеенный шов воздух держит, но до упора гондолу надувать не стал. Собрался, и в 11.53 вышел на воду под палящим солнцем. Хотя отремонтированная гондола и не сильно накачана, но байдарка идет нормально. Из-за яркого солнца стараюсь чаще заходить в тень деревьев.
До реки Каменной по карте осталось немного идти. Молюсь, чтобы не было обносных завалов, а то скотч сорву. Потом воды в реке должно добавиться. Простенькие завалы все-таки встречаются по пути. На исходе второго километра увидел двух купающихся лосей. Заметив меня, они неспешно вышли на берег, постояли и только потом удалились в лес. Видимо, гнус их достает. Перед Каменной рекой появились сосны на берегах, но боров не видно.
Через 2,6 км справа впала р. Каменная, разворотив в месте слияния с р. Белой приличную заводь. За поворотом справа пошел высокий берег, заросший сплошь осинами. Ширина Белой увеличилась, надеюсь, что теперь серьезных завалов не будет. Через некоторое время под берегом вновь увидел парочку желтых трясогузок.
В начале 7-го км завал все-таки случился, и ведь простой, а вот бревно прокрутилось подо мной, и я черпанул с лихвой воды в правый сапог. Вот теперь точно пора вставать на обед. А за поворотом неожиданно оказался еще один завал, в котором среди деревьев и мусора торчала лодка. Справа в завале я заметил прогал и немного расчистил его, потом под деревом провел байдарку и зачалился на обед.
Хотел было подняться повыше, чтобы спрятаться под деревьями, так как на небе сгущались тучи, но таскаться далеко не хотелось, и я устроился прямо на берегу. Под конец обеда все-таки загремело, и я в спешке стал собираться, попутно допивая чай. Когда уже собрался выходить, пошел дождь, по счастью он быстро закончился.
Гроза ушла стороной, и в 15.04 я вышел на воду. Все небо в тучах, но дождя пока нет. Гремит тоже в стороне - это идет уже другой фронт грозы, который немного впереди меня. Через 3 км справа впала небольшая речушка Плетеневка.
Вскоре вышло из-за туч солнце, и тут я обнаружил, что шляпы у меня нет. Либо ее ветром сдуло с байдарки, либо я ее ненароком смахнул веслом, когда разворачивался, чтобы сделать фото. И только я разошелся, как через 3 км уперся в мощнейший завал с плохим илистым выходом. Наверх смог выбраться только благодаря удачно застрявшему перед завалом стволу осины. Спуск на воду оказался еще хлестче: крутой берег и сплошной слой ила, скользко и вязко. Но и тут все обошлось без эксцессов. Проковырялся в завале 20 минут.
Поначалу думал, что 20 км сегодня пройду, но сейчас не уверен. А вдруг еще будут такие завалы? Белая хотя и стала значительно шире, но весьма часто сужается до неприличных размеров.
По счастью, завалы прекратились, река местами течет неплохо, а на исходе сегодняшнего дня даже порадовала меня неплохим полукилометровым перекатом. Через 1,5 км подошел к петле Белой, на самом деле справа я увидел лишь заросшую протоку. Здесь вода явно уже не течет, зато впереди булькало два хороших слива. Один из них простой, как мне показалось, с рыбацкого закола. А второй идет следом с разрушенной плотины.
Справа торчат из-под воды и из насыпи высокого берега останки сооружения, а слева дугой идет слив, основная струя которого уходит в небольшие кусты на берегу. Но проход простой - перепад плотины невысок. За плотиной большой остров, я прошел левой протокой. За островом на высоченной горе я увидел дома д. Вороны.
Время приближается к 18 часам, опять громыхает - нужно срочно вставать на стоянку. Слева идет сплошной лес, а вот справа, пройдя небольшой лесок, я вышел на луговину разведать место для стоянки. Обошел ее дугой, присмотрев место для причаливания байдарки рядом с этим же леском, но с другой стороны луговины. Прибыл я к стоянке в 18.10. Ходовое время за день - 3 часа 35 минут, пройдено 19,7 км. В кустах на противоположном берегу распеваются соловьи.
Первым делом начал ставить палатку. Все небо затянуто тучами, сверху изредка уже капает, громыхает с двух сторон. Затащил все вещи в палатку, а вот котлы распаковать не успел - пошел дождь. Я развернул спальник и улегся до лучших времен. Громыхало долго и упорно с двух сторон, но оба фронта грозы прошли мимо.
Как только прекратился дождь, я быстро развел костер и приготовил ужин. Кушать начал лишь в 20.15, расположив продукты под кроной густой ели, так как вновь закапало. Вскоре совсем рядом загремело и засверкало, и кисель я допивал уже в палатке. Колбасило до 10 вечера. Гроза прошла совсем рядом, менее километра от стоянки.
По окончании дождя вымыл посуду и котелки. Затем уже в сумерках слушал Дорожное радио и Марию FM, "Радио для двоих" ловиться перестало. Над рекой стелется густой туман.
После грозы спалось хорошо. Под утро разыгрался ветер, причем ледяной, с севера, задувает сквозь шторку в палатку. Проснулся в 6.45, дописал дневник, потом пошел готовить завтрак. Костер разжигал смолой, так как все отсырело, да к тому же ветер сильно мешает.
Покушав, вымыл котелки и посуду, затем пошел сфотографировать д. Вороны. Развалины МТФ видны ближе к реке, их расположение соответствует карте. Жива ли сама деревня, непонятно, так как у многих домов вместо крыш торчат стропила. На окраине леска обнаружил хорошую рыбацкую стоянку между елей, даже сиденье из досок сделано, но вот только выход с воды здесь сильно крутой. У меня стоянка, в общем-то, тоже неплохая была.
Собрался, подкачал байдарку, и в 10.33 вышел на воду. Дует холодный порывистый ветер, на небе яркое солнце, ни облачка, а шляпу-то я вчера где-то утопил. Капюшоном пользоваться фактически нельзя, так как ветер сносит его с головы. Вчера спина сгорела (подпалил ее), а сегодня, видимо, черед головы.
Не успел я порадоваться чистой воде, как через 800 м уткнулся в мощный завал. Обносить его неудобно. По счастью, все деревья и бревна ровно торчат, так что я протащил байдарку ближе к левому берегу прямо по завалу, потратив на это целых 12 минут. Простенькие завалы тоже встречаются, так как Белая сильно петляет.
По пути много красивых елок по берегам, иногда их фотографирую. Изредка втекают слева и справа ручьи. В лоции отмечаю только те, что есть на карте, хотя некоторые из них либо малы, либо почти незаметно втекают, либо впадают в старицу.
Следующий большой завал перегородил русло ровно через 7 км. Здесь я управился всего за 9 минут, так как в завале есть окна чистой воды, чем я и воспользовался. В конце завала справа впал ручей с водой цвета грязи. Надо заметить, что после вчерашних гроз вода прибыла в реке, и стала по цвету почти паводковой. В реку смыло разную мелочь, палочки, мусор, и все это течет вниз в сторону Вятки.
Через километр с хвостиком справа я заметил рыбацкую стоянку с хорошим выходом с воды. Времени было почти час, и я решил встать в этом месте на обед, тем более что рядом есть ручей, а в нем вода должна быть чище речной. Место оказалось отличное, сухое, обихоженное. Чуть ближе к ручью обнаружил еще одну стоянку, но я туда не пошел, так как ручей оказался запруженным с не очень чистой водой, как мне показалось. Разжег костер смолой, а в качестве дров использовал обгорелые поленья из старого костра, мне их хватило. Если от стоянки пройти по дороге до окраины перелеска, то видно поднимающееся вверх поле и линию электропередач на горизонте.
С обеда вышел в 15.10. Жарко, если нет ветра, а если подувает, то сквозит как из ледника. Через 20 минут прошел 200-метровый перекат (речка здесь сузилась), а еще через километр подошел к высокому деревянному автомосту. Ледоломы перед ним обновлены. Через 400 м в русле лежат бетонные трубы. В этом месте оно сужается, поэтому здесь образовался неплохой короткий перекат. Деревню Суминцы за мостом я так и не увидел. На карте она обозначена, как нежилая. Скорее всего, от нее ничего не осталось.
В 4-х километрах от моста уткнулся в мощнейший завал, обносил его правым берегом. Выход очень неудобен, да и по пути кусты ивняка мешаются. Потратил на завал драгоценных 16 минут. Белая сильно петляет, так что кроме завалов изредка балует меня перекатами. Лес по берегам все тот же, много елей. Берега, кстати, иногда встречаются и высокие. Изредка в таких размытых берегах можно увидеть камни.
Через 3,5 км от завала на пути встретился большой остров, причем, обе протоки завалены. Левая широкая протока перегорожена бревном, но под ним байдарку не протолкнуть, а через верх протаскивать - очень круто будет. В правой узкой протоке много деревьев лежит поперек русла, но все они находятся высоко от уровня воды. Мне пришлось лишь на выходе из правой протоки немного расчистить проход. Под первым деревом я провел байдарку, а дальше шел своим ходом, проталкивая байдарку сквозь узкие проходы в кустах. Однако 8 минут потратил на прохождение этого препятствия.
Белая петляет очень сильно. 20 км прошел, времени почти 18 часов. Решил пройти еще с пяток километров, пока стоит хорошая погода. Похоже, километраж реки будет значительно больше 80 км, на которые я рассчитывал. По счастью, завалы прекратились, но и хорошие стоянки тоже закончились. Пошла какая-то болотина по берегам, выходил пару раз, но места мне не понравились. Решил, что если уж и стоять в болотине, то хотя бы выход пусть будет хорошим. Удивительно, но в 18.48 я такой выход увидел - это сошедший вниз берег, поэтому у воды ровно и чисто. Ходовое время за день - 4 часа 35 минут, пройдено 25,5 км.
Наверху место оказалось тоже достаточно сухим. Местами растут березки, кустики ивняка, а летом вся эта местность зарастает таволгой, невысокие листья которой уже вовсю зеленеют. Первым делом развел костер и повесил над огнем котел с перловкой, потом установил палатку. Между делом проверил связь - глухо, нет ни одного оператора, хотя и Залазна по прямой уже рядом.
Когда готовил ужин, с противоположного берега в воду плюхнулся бобр, а где-то далеко в чащобе ухает филин. На этом же берегу изредка слышу бекаса. Перед заходом солнца, да и после него сильно распелись соловьи. Изредка скрипит коростель где-то с луговины. Кстати, на прошлой стоянке я ее тоже слышал. После заката сильно похолодало, похоже, прогноз сбудется: сегодня ночью обещано всего +2°C.
Когда стемнело, птицы петь перестали. На небо высыпали звезды, а за палаткой висит половина луны. Послушаю еще немного радио, и пойду спать. Завтра мне нужно как можно ближе подойти к устью Белой.
А самолеты уже летают прямо над головой.
В палатке был такой колотун, что около часа ночи я выходил погреться у костра. Нагревшись, закутался в спальник, так и проспал до утра. Около семи утра снял с себя теплые вещи и пошел готовить завтрак. Солнце взошло за лесом противоположного берега, и вскоре, как могло, попыталось меня обогреть. Только это у него слабо получилось из-за колючего ледяного ветра. Кстати, сегодня вся байдарка была в инее, возможно, что и тент у палатки, но его уже успело обласкать солнышко.
Когда я допивал чай, то увидел плывущего на резинке рыбака с удочкой. Ну, вот и первый человек, увиденный мною на реке Белой. Вскоре мимо проплыл еще один рыбак, и еще один рыбак. После завтрака я собирался не спеша. На голове пока будет не лишней зимняя шапочка, но на всякий случай ей на смену я приготовил футболку. Сегодня ветер намного сильнее, так что про капюшон можно забыть.
Воды в реке за ночь прибыло. Площадка, к которой я вчера причаливал, оказалась затопленной. На воду вышел в 9.53. На удивление, сегодня река тащит очень быстро. Средняя скорость сплава возросла до 6,4 км/час. Рыбаков я обогнал в начале второго километра - они перекуривали на берегу, загнав свои лодки в тихую заводь. Река вскоре течь перестала. Местами я греб против сильного ветра, который продувал мою шапку насквозь. Такое ощущение, что если бы на небе были тучи, а не солнце, то пошел бы снег.
Ровно через 6 км случился неприятный завал. Обносить его было неудобно, и я прошелся по нему, немного расчистив от острых сучков путь для проводки байдарки. Протащил я ее по завалу наискосок, чтобы мне было удобнее сесть в байдарку с огромной осины, лежащей поперек русла.
Когда я подошел как можно ближе к Залазне, я вышел на берег, чтобы проверить связь. Есть только Мегафон, но сигнал слабоват. Тем не менее, мне удалось поговорить по телефону. Заодно я отчерпал воду из байдарки - старые раны сочатся.
Теперь иду без перекуров до обеда. Вскоре прошел 250-метровый перекат. Ближе к Белорецку изредка стали встречаться рыбаки. Через некоторое время лес отошел в сторону, а по берегам пошел ивняк. Наиболее открытым был, конечно же, правый берег, на котором находятся в непосредственной близости друг от друга село Залазна и поселок Белорецк.
Когда подошло время обеда, лес закончился и на левом берегу. На обед я остановился в высоком крупном ивняке - мне нужна была тень. На берегу противоположного берега вдали видны промышленные здания лесного производства, а может быть и депо узкоколейки. На обед у меня сегодня суп с крапивой и смородиновый чай. Под конец обеда по тому берегу проехал рыбак на мотоцикле. Ветер так и не утихает, теплее не становится.
С обеда вышел в 15.13. Вода в реке все продолжает прибывать. Прошел несколько хороших перекатов, река сильно сузилась. Белая начала петлять вокруг Белорецка. Моста УЖД я не увидел, судя по всему, его уже давным-давно нет. Хотя во время обеда, как мне показалось, я несколько раз слышал гудок тепловоза. Вскоре после Белорецка справа впала река Большая Залазна. Я почему-то думал, что она будет шире. На карте Большая Залазна втекает двумя протоками, но вторую протоку замыло, ее уже нет.
Ниже устья Большой Залазны Белую пересекает дорога на Глазов, соответственно я увидел современный железобетонный мост. Петли Белой, нарисованной на карте, я не увидел. Как раз в том месте, где она должна быть, рыбаки проверяли сеть. А вот следующую большую петлю видно, но река пропилила здесь русло напрямую.
В районе д. Кочкино красивый открытый высокий берег, зарастающий мелколесьем, но сфотографировать его мне не дал ветер. Он дул с такой силой, что готов был перевернуть байдарку. Часть этого берега все же попала в кадр, но только лишь вид сзади.
Я прошел уже 25 км, пора искать стоянку. Напротив д. Шумайлово, похоже, тоже бывшей, как и Кочкино, я заметил хороший берег с соснами и с трудом причалил к нему - здесь очень быстрое течение. Вышел на разведку, место мне понравилось. Немного ниже по течению я обнаружил пологий спуск к воде, который некогда прогреб бульдозер, а внизу даже есть небольшое улово по размерам как раз с байдарку. В 17.20 я перечалил байдарку в улово. Ходовое время за день - 4 часа 05 минут, пройдено 25,6 км.
Ветер просто сдурел, никакого перекура, хотя все тепло он уже давно выдул, кости примерзают к одежде. Ужин сегодня долго готовился, ветер весь огонь сдувает в сторону, и котлы быстро остывают. После ужина пытаюсь писать дневник, ручка примерзает к рукам. Такое чувство, что завтра будет снег.
Сотовая связь вроде как есть, но при наборе номера пропадает. Так и не удалось позвонить. На небе давно уже светит луна, в лесу сумерки, а ветер так все и шумит. В такую непогоду даже птички как-то нерадостно и совсем чуть-чуть попели.
Ночью хотя и было всего +1°C против вчерашних +4°C, но сегодня по ощущениям как-то теплее, видимо, акклиматизировался. Проснулся около 7 утра, светит солнце, но стоило только немного откинуть шторку, как в палатку дунуло ледяным ветром. Пришлось сразу же шторку прикрыть. Переоделся, упаковал рюкзак, только потом вышел готовить завтрак.
На улице ужасный дубак, +6°C с ледяным ветром. Разжег костер, согрел руки, потом начал готовить завтрак. После еды похорошело, и я стал не спеша собираться. По счастью, ветер сегодня задувает с перерывами. Проковырялся долго, на воду вышел лишь в 10.32. Перед отходом сделал из найденного на стоянке пивного пузыря черпалку, чтобы не мочить руки, а то вчерашний ветер довел их до жуткого состояния.
Река подхватила байдарку и понесла ее с приличной скоростью, только успевай на поворотах от кустов отворачивать. На первых сорока минутах средняя скорость сплава дошла до 7 км/час, видимо, Белая спешит быстрее встретиться с Вяткой. На размывах коренных берегов Белой появился камень, а в одном из мест я увидел слоеный пирог с пластами красной и белой глины. Сфотографировать этот красивый полосатый берег я не успел, вода слишком быстро протащила меня на байдарке мимо этого места. Потом все-таки течение ослабло, но, тем не менее, вода везде бежала.
Ближе к устью по берегам появилось много кустов ивняка и ольхи, лес отошел в сторону и стал появляться рядом с рекой лишь эпизодически. На исходе 9-го км Белая подошла к двум трассам высоковольтной ЛЭП, выписала под ними петлю, а потом, через 0,5 км, пересекла их. Немного попетляв, я вскоре услышал шум автотрассы. На электронной карте ее у меня нет, в этом месте обозначена лишь грунтовая дорога. Подошел я к мосту ровно через 2 км от ЛЭП. По трассе идут трейлера, увидел даже трейлер с большой цистерной.
За мостом Белая выписывает большую петлю в сторону, противоположную течению Вятки, и стремительным перекатом, наконец-то, сливается с ней. Я хотел сделать фото устья со стороны реки Белой, да куда там, пришлось пулей проскочить до противоположного берега Вятки, которая здесь не шире Быстрицы. И лишь с левого берега Вятки я смог сфотографировать устье Белой. Со стороны хорошо видно, как грязная вода Белой вливается в чистую Вятку, и какое-то время оба потока текут параллельно друг другу, постепенно перемешиваясь.
Скорость Вятки тоже неплоха, тем более что в 100 м ниже устья Белой ее русло сужается островом. Пройдя немного по Вятке, я остановился на обед, увидев неплохой высокий левый берег, да еще и ручеек с чистой водой стекает рядом. Взяв топор и котлы, выбрался наверх и... ужаснулся: по сухому узкому краю берега идет тропинка, а далее - сплошное болото. Ну, так что, ничего страшного, на склоне берега нашел одну ступеньку под костер, а рядом - под стол. Так и отобедал здесь.
Погода таки разгулялась сегодня, тепло стало, хотя холодный ветер нет-нет, да и подует, особенно на Вятке, где ему все-таки просторнее, чем на Белой. От моста УЖД остались одни сваи в русле. По берегам там и сям встречаются рыбаки. Вскоре услышал шум порога. Интересно, что это? Поваленных деревьев поперек реки нигде не вижу. Когда подошел к источнику шума, оказалось, что это с левого берега ступеньками падает в Вятку достаточно широкий ручей. Хотел сфотографировать его, но что-то темновато в этом месте. А вскоре таких шумных ручьев повторилось еще несколько, только масштабом меньше. Так что за высоким красивым левым берегом Вятки находится, скорее всего, большое болото, с которого стекают шумным потоком многочисленные ручьи.
Через некоторое время дошел до д. Лусники, в районе которой встретилось достаточно много рыбаков, а вот домов с воды не увидел. Перед селом Красноглинье есть водомерный пост. Село находится на высоком правом берегу, имеется даже паром с натянутым тросом, только вот на действующий он что-то не очень похож. Крайний дом села, что виден с воды, полуразрушенный, нежилой, а вот издали было видно несколько домов.
Пора уже и о стоянке подумать. Присматриваюсь только к левому берегу, здесь народу поменьше. Наконец-то, в 17. 23 вижу, что можно причалить. Разведал место: намывная луговина, постепенно зарастающая деревцами, светло и просторно - то, что надо. Ходовое время за день - 3 часа 50 минут, пройдено 24,5 км, из них 12,4 км по Вятке.
Сначала прочистил выход с реки на берег, убрав все лишние ветки и кусты шиповника, потом определил место под палатку среди мелкого осинника, затем развел костер и поставил вариться горох. Ветер прекратил дуть, поляну освещает солнце. Стало так жарко, что пришлось раздеваться. Переобулся даже в кеды, второй раз за поход. Первый раз надевал кеды, когда заклеивал клапан.
После ужина солнышко закатилось за лес, и стало довольно прохладно, так что пришлось утепляться. Пока писал дневник, сначала услышал, а потом увидел воочию первый вылет майского жука - это он поспешил, жрать-то нечего, разве что черемуху. С этой стоянки хорошо слышны поезда, до железки немногим более 4-х км, только ходят они тут не часто - ветка тупиковая. Осталось послушать немного радио, посмотреть на звезды, а потом пойду спать. Птицы уже замолкли до утра.
Кстати, по данным государственного водного реестра длина водотока реки Белой - 96 км, и я по карте прикинул, что от моста мне предстоит пройти порядка 80 км, а фактически прошел по показаниям навигатора 104 км. Так что моя запланированная дневка на реке Белой накрылась. А вообще, река приятна тем, что неширокая на всем протяжении маршрута.
Сегодня ночь опять была дубаковой. Проснулся в 7 утра, солнце на месте, да еще и на байдарку светит. Пришлось ее поднять наверх в тень. С утра было еще холодно, а пока готовил завтрак, кушал, собирался, потеплело, пришлось даже снять теплую олимпийку. Под конец сборов точно по расписанию прошел поезд на Яр, на нем завтра я и поеду.
Вышел на воду в 10.14, в шапочке жарковато будет. Но вот вскоре Вятка сменила направление, подул ветер, да еще и очень сильный. Парусило с такой напругой, что с трудом выгребал на байдарке немногим более 3-х км/час. В начале пути встретилось несколько островов.
Чем ближе подхожу к станции Тонкино, тем берега становятся более открытыми, а вдоль реки встречаются лишь заросли ивняка. В месте впадения Белозерки, пока я ее помечал в лоции, ветер дул с такой силой, что меня потащило против течения. Вскоре справа вдали от Вятки открылся высоченный берег, там, на самой горе, даже видны домики. Моста, обозначенного на карте напротив Тонкино, нет, из воды торчат лишь сваи. Проходить нужно осторожно, так как между некоторыми сваями вода круто сливает с застрявших деревьев. Местность далее пошла вообще открытая, так что на этом отрезке пути пришлось побороться с ветром.
В 12.32 подошел к устью Филипповки. Здесь причалил на разведку, чтобы оценить - стоит ли идти до железнодорожного моста. В устье Филипповки лежат две лодки, от них идет тропа к станции. Пробежался по тропе и вышел на железнодорожное полотно, за ним виднеется старица Вятки. Тропа сухая, так что сплавляться до железнодорожного моста нет необходимости. Решено: сушиться буду здесь. Ходовое время за день - 2 часа 5 минут, пройдено 11,8 км.
Солнце жарит, как ошалелое, а укрыться в тени здесь совершенно негде, зато байдарка хорошо просохнет. Между делом начал готовить обед. Пришли хозяева одной из лодок, и стали подниматься на ней против течения Вятки. Следом прибежала собака, видимо, хозяйская. Сначала хотела что-нибудь у меня выцыганить, но под конец похода из продуктов у меня была лишь дырка от бублика (осталась мука с маслом, так как не было дневки, да песку многовато взял, на неделю хватило всего одной банки из-под кофе). Потом собака легла на землю и долго смотрела на неширокую Филипповку. Затем резко кинулась в воду, переплыла речушку и побежала вслед за уплывающей лодкой.
После обеда перистые облака стали затевать какую-то смуту на небосводе, и я задумался о месте ночлега. А пока было еще жарко, я успел даже побриться. Место в устье Филипповки лысое, спрятаться от дождя негде, да и с дровами здесь проблематично. И я сбегал на разведку к старице. Присмотрел в сосновом лесочке место, и за две ходки перетащил туда весь свой скарб, всего-то 340 м. Завтра утром от стоянки до станции идти будет ближе, чем от устья Филипповки. Слева от стоянки, где старица уходит в сторону от железной дороги, уже видны дома.
Первым делом поставил палатку, потом приготовил продукты к ужину. И вот тут закапало, пришлось в срочном порядке все затаскивать в палатку. По счастью, покапало немного, лишь задувает сильный ветер, который мешает готовить на костре. После ужина я еще приготовил молочный суп на утро - завтра будет некогда ковыряться с костром.
К вечеру сильно похолодало, и я ушел в палатку, тем более что завтра в шесть утра вставать.
Проснулся за 15 минут до звонка. Дубак на улице жуткий. Мало того, что руки затрещали от грязи, воды, солнца и ветра, так вот еще и скрючились с утра от холода. Поэтому сначала разжег костер, согрел руки, потом стал собираться. Судя по времени, как бы все успеваю запаковать в рюкзак, да и до станции идти совсем недалеко. Упаковав две трети рюкзака, подогрел молочный суп и позавтракал.
Сегодня прошло два товарных состава: один из трех вагонов, второй из четырех вагонов. А вот вчера было только два вагона в составе, ветка-то тупиковая, везут в основном пиломатериал.
После еды вымыл котлы и упаковал их, уложил верх рюкзака. Переобулся в кеды - не хочется весь день париться в транспорте в сапогах.
В 8.37 вышел в сторону станции. Сначала 100 м шел по тропе, а потом поднялся на железнодорожное полотно. По левую сторону от меня течет Филипповка, справа появились дома, жилые или нет - неясно. Вскоре сверху из туч сыпануло снежной крошкой, но это безобразие быстро прекратилось.
Сначала было непонятно, у какого столба должен остановиться мой поезд. От станции осталась всего лишь одна путь, все остальные демонтированы. Но вскоре вдали я заметил что-то похожее на платформу. Да, это она и есть. От стоянки до платформы я прошел около 830 м. Оформлена платформа в едином стиле РЖД, висит здесь и расписание поездов.
На берегу Филипповки дома нежилые, мост через речку тоже разрушен. С правой стороны от платформы, по всей видимости, есть и жилые дома. На станции когда-то был вокзал, сейчас он в довольно ветхом состоянии. На платформе меня еще раз посыпало снежной крошкой из тучи. Лишь бы дождя не было, а то укрыться здесь от него негде.
Вскоре подошел мужчина на этот же поезд, от него я узнал о странном названии пристанционного поселка - Метрострой. Оказывается, раньше отсюда отправляли лес на строительство метро. А вот сейчас все леса в округе вырубили, поэтому и ветра сильные задувают - это я на себе тоже ощутил.
Поезд подошел вовремя. Я загрузился во второй вагон. После пронизывающего ледяного ветра здесь просто рай, меня аж разморило, иногда даже отключался. Всю дорогу до Яра слушал радио, сначала Омутнинское, потом "Мою Удмуртию" с Яра.
Наконец-то увидел истоки Вятки - большая лужа. Раньше этот перегон проезжал только ночью. Деревни Перелом рядом с истоком уже не существует. Затем поехали по сильно пересеченной холмистой местности, из окна вагона видел много мелких речушек, протекающих в узкой глубокой долине. В конце пути мы пересекли Чепцу, и вскоре прибыли в Яр.
Сходил на вокзал, купил билет. Электричка на Киров почти через час. Перекусить здесь негде, и я устроился на скамейке перед вокзалом. Но погода не дала мне возможности провести время до электрички на свежем воздухе: сначала посыпала снежная крупа, а потом пошел мелкий дождичек. Пришлось уйти в зал ожидания. Через некоторое время объявили электричку, и я пошел на посадку.
В 13.10 тронулись в обратный путь. В 16.30 буду уже в Кирове, а там, как это ни странно, после проведения гидравлических испытаний включили горячую воду. Вот это настоящий подарок - после похода можно отмокнуть в ванне.
P. S. Почему Сюзюм-2? А вот только что 12 мая с нее вернулись. Такая же узкая речка, много завалов, и так же не повезло с погодой. Так что этот поход - вторая часть продолжения похода выходного дня по Сюзюму.
Дневник Лоция Карта Треки Категорийные походы |