Подъезд к началу маршрута на поезде № 226 "Москва - Серов" до ст.Лаки.
Отправление из Кирова в 9.22, прибытие в Лаки в 1.07.Далее на вахтовке
(приходит к каждому поезду) до пос.Сараны. До реки от поселка около 2 км,
поэтому сразу договорились с водителем о заброске до реки.
Сплав начали от водокачки у пос.Сараны, недалеко от которой начинается
остров. За ним длинная шивера. Стоячие волны высотой до 0,5 м образуются
у надводных и подводных камней. Путь хорошо просматривается с воды. По
левому берегу стоят отвесные скалы, к которым сильно прижимает. Течение
быстрое, идти лучше по центру. Следует опасаться нависающих над водой деревьев.
Через 5 км остров, который прошли левой протокой. За ним скалы (п), дальше
шивера со стоячими волнами высотой до 0,5 м. Реку пересекает телефонная
линия, от которой тянется плес до Тамбовского моста. Ниже в Вижай впадает
р.Пестерок, а еще через 1 км р.Песчанка (рядом с ж.-д. мостом узкоколейки).
Русло петляет, в одной из петель русло р.Гороженка (п).
В 10 км от моста река течет в довольно широкой долине, невысокие берега
поросли еловой тайгой. Течение быстрое. Дальше долина сужается. Невысокие,
поросшие лесом горы подступают к реке. До пос.Пашия (около 70 км) селений
нет.
В 8-10 км от моста - первый порог, через 10-11 км после него - второй,
затем через 18 км - третий. Пороги первый и второй можно определить только
по бурунам, которые образуются от крупных камней. Третий порог выражен
более отчетливо. Прошли без разведки, в малую воду желательна разведка.
После третьего порога (через 2 км) деревянный мост, вскоре после которого
начинается бурный четвертый порог протяженностью 1,5-2 км. Он начинается
длинной шиверой и требует разведки. Порог начинается на крутом правом повороте
реки, где на несколько метров в русло выступает береговая скала. Заранее
уйти вправо мешают крупные камни. Разведку провели по правому берегу. Страховка
с берега "морковкой" в конце порога.
Дальше до пос.Пашия серьезных препятствий нет, за исключением множества
отдельных камней в русле и прижимов. Перед поселком несколько мостов. В
его черте в р.Вижай впадает Пашийка (п).
Сразу после низкого ж.-д. моста у металлургического завода начинается довольно
большой и опасный Пашийский прижим (л), который оканчивается за автодорожным
мостом. Прижим начинается напротив завода, река здесь сужается и поворачивает
налево. Байдарки на большой скорости выносит к автодорожному мосту, где
надо уйти от его опоры. Проходили слева от быка. Примерно в 100 м от моста
был выставлен сигнальщик, который корректировал линию движения байдарки,
чтобы вовремя уйти от быка. Заранее уйти влево мешают глыбы шлака, арматура
и камни. Страховка "морковкой" с берега сразу за мостом. В 250 м от моста
едва различимый небольшой, но опасный порог, с открытыми камнями и глыбами
шлака, который более отчетливо виден только вблизи. После порога сразу
ушли к левому (но не вплотную - здесь встречаются глыбы шлака) берегу.
За мостом русло расширяется и разбивается на два рукава с островом посередине.
Ниже поселка стоит скала Мал.Воронки (л), еще через 1 км группа скал Филенки.
Возле них река делает излучину, где над водой на высоту 100 м взметнулись
скалы Бол.Воронки. На высоте 32 м находится вход в большую Пашийскую пещеру.
Ниже пос.Пашия на протяжении 40-45 км долина загромождена отвалами (следы
работы драги), среди которых река петляет, образуя крутые повороты, заводи,
тупики. Сложных препятствий нет. На байдарке идти интересно: много неожиданных
поворотов, быстрых, но неопасных в большую воду перекатов и прижимов.
От скал Бол.Воронки река течет на север почти по прямому коридору. Затем
резко поворачивает, принимая в излучине р.Лесовая. Здесь же скалы Зароды
(п), выше которых выступающая в русло скала-боец. За ней Вижай делает еще
одну четырехкилометровую петлю. По пути встречаются разрушенные плотины,
поднимавшие воду для драги, которые в большую воду проходить нетрудно.
Русло на этом участке часто делится на два рукава, не сообщающихся друг
с другом на протяжении нескольких километров. Шли левыми протоками.
Через 2 км после Косой Речки река описывает девятикилометровую петлю, протекая
весной при большой воде по излучине (летом на протяжении 300 м вода течет
под землей, по перемычке). В северной части излучины устье р.Суходолка,
от которой Вижай течет на юго-запад, поворачивая затем на север. Перешеек
второй петли менее 100 м. Через 2 км река принимает приток Калановка (л)
с хорошей стоянкой в устье.
Ниже старая плотина с проходным сливом. Дальше, где не работала драга,
плыть легче. Русло значительно расширяется, берега поросли хвойным лесом.
Петли реки становятся более плавными, за устьем р.Рассольная (п) Вижай
поворачивает на запад.
Через 3 км у скал русло резко отклоняется на юг, потом - на восток, образуя
плавную 800-метровую излучину. Большой остров лучше обходить слева, далее
два притока Скальная и Мал.Скальная (л). Затем Вижай течет прямо, с хорошей
скоростью и у южных отрогов хребта Белый Спой уходит на юг. Река, петляя
еще несколько раз, принимает р.Гремячка и через 4 км впадает в р.Вильва.
Сразу за устьем Вижая большой автодорожный мост через Вильву. Далее до
г.Чусовой сильное течение без препятствий.
Выход с маршрута на поезде № 69 "Нижний Тагил - Москва". Отправление из
Чусового в 0.45, прибытие в Киров в 12.38.
PS 1.Протяженность
маршрута 120 км.
2.Категория сложности - вторая (байдарка, катамаран).
3.Лучшее время для сплава - первая половина мая.
4.Все вопросы по маршруту можно мылом 2:5056/27.2 Baranov Boris.