Дневник      Лоция      Карта      Треки      Категорийные походы

Ни дня без дождя,
или грозовой поход на реку Суну -
приток Косы

Дневник с 27 июля по 2 августа 2013 г.

Суна ниже д. Баи

Киров - 2013
© Баранов Борис Борисович

27 июля

До большого похода у меня есть свободная неделя. Перебрал несколько маршрутов, в том числе и за пределами области, но мне нужно гарантированно вернуться в пятницу, чтобы в субботу собраться, так как в воскресенье 4 августа мы уже уезжаем в поход. В итоге, я остановился на маршруте Суна-Коса, так как с электричкой оттуда уж точно накладок не случится.

Упаковался я вчера после работы. Успел все, так как продукты были расфасованы заранее. Стартовый вес рюкзака получился 38 кг.

Электричка на Глазов стала ходить позже, поэтому подъем у меня сегодня в 5.30, и нет необходимости ловить в суете первый транспорт в сторону вокзала. Без проблем добрались на 9-ке до вокзала, купил билеты, посидели немного. Катя проводила меня до поста контролеров, затем я спустился на платформу. Хотя сиденья и мягкие в электричке, но салон неудобен - рюкзак некуда поставить. Да ладно уж рюкзак, в электричке ведь молодые мамы с колясками ездят - вот это уж точно настоящая проблема.

Погода за окном хмурится, надвигается черная тучища, начали сверкать молнии. Только отъехали, и закапало. Потемнело так сильно, что в вагоне включили освещение. В пути слушал радио, потом позавтракал. После Просницы погода наладилась.

В Фаленки прибыл в 10.18. Вокзал находится за путями на другой стороне от платформы, где я выгрузился. Здесь такси нет, вижу только встречающих на своих автомобилях. Я обошел товарный состав прямо по путям, наверх лень было с рюкзаком тащиться. Первый же встретившийся мне водитель на "Волге" сказал, что он и есть такси, и за штуку довезет меня до Верхосунья. Зовут его Петр. На всякий случай взял номер его телефона 912-373-70-31, так как в интернете никакой информации по такси в Фаленках я не нашел. Обычно в райцентре такси есть всегда, на это я и надеялся.

Дорогу местами подлатали, иногда встречаются разбитые участки, но в целом состояние трассы на Уни относительно неплохое. Перед Талицей повернули направо. В Верхосунье доехали до пруда и свернули немного вправо. Я сбегал на разведку - есть мостки, стол, так что место для стапеля просто идеальное. Однако после дождей глиняный съезд с дороги развезло, поэтому, попрощавшись с Петром, водрузил рюкзак на плечи, и 115 м прошел пешком до пруда.

Погода стала что-то хмуриться, и я старался как можно быстрее упаковаться, а в перерывах успевал еще подкачивать Щуку. На часть вещей дождь все-таки успел покапать. До дождя я успел также наклеить скотч на днище - материал старый, уже трещит во многих местах.

В этот раз меня угораздило забыть веревки для завязки гермомешков. На месте стапеля ничего не нашел, но все же выкрутился: одну веревку снял с коврика, одну нашел в кармане штормовки и одну срезал с насоса, там она все равно не нужна - ушко сломано.
Стапель

В 13.12 с первыми крупными каплями дождя отчалил от деревянного причала. Через 300 м пруд в узкой его части пересекает пешеходный мостик, он ведет с высокого правого берега на узкую и длинную то ли косу, то ли насыпную дамбу. Справа под мостиком вполне можно пройти, хотя русло у берега замусорено корягами. За мостиком периодически стали появляться острова. Громыхает где-то вдалеке, а вот дождь идет прямо надо мной. Когда я вошел в широкую часть пруда, полил ливень. Спрятаться здесь некуда, и я вскоре дошел до дамбы (1,3 км от места старта).

Место, где вытекает вода из пруда, я так и не нашел. Подрулил к деревянному причалу. Поднялся на дамбу, прошелся по грязной дороге. Внизу под дамбой вода фонтаном бьет из труб, загнутых вверх. Жаль, что сфотографировать фонтан не могу, так как ливень все еще льет. Разведка местности и обнос препятствия заняли у меня 16 минут. Склоны дамбы достаточно крутые, почти вертикальные, так что обноситься нужно аккуратно.

В 11.47 вышел от дамбы через старицу и почти сразу вошел в воды Суны. Русло не очень широкое, густо заросло травой, берега заболоченные. Вскоре уткнулся в пешеходный мостик - Верхосунье то еще не закончилось. Протолкнул байдарку слева под мостиком - настил выстлан из досок, но они не закреплены. На правом берегу стоит дом, перед ним в загоне пасутся козы. Через 700 м повезло больше, там мостик висит на канатах высоко над водой.

Дождь все еще идет, поэтому ничего не фотографирую. Он же расстроил мне все планы насчет обеда. Когда дождь наконец-то закончился, я причалил к левому берегу на окраине загона для скота. Перекусил прямо тут же котлетой, взятой из дома на всякий случай, с ватрушкой, и запил все это водой с разведенным вареньем из черной смородины.
Суна перед дамбой

После короткого перекуса нарезал петли у д. Чукша, которая стоит на левом берегу. Теперь иду до стоянки, а на ней устрою совмещенный с ужином обед. Вокруг сплошная сырость, да и я тоже весь насквозь промок, благо вот погода теплая. Суна явно расширилась, не иначе опять где-то русло перегорожено. Вскоре справа на холме увидел д. Баи. И только Суна отошла от холма, как я в очередной раз уткнулся в дамбу.

Слева виднеется глиняная дорога, но по ней обноситься далеко, поэтому я с большим трудом причалил через нагромождение мусора к дамбе. Выход здесь, как и на предыдущей дамбе, тоже крутой. Наверху из-за дождя глина слишком вязкая, но по ней байдарку будет легче тащить. Чуть наискосок нашел спуск справа, он тоже очень крут, сапоги просто скользят вниз по глине. Из-под дамбы вода вытекает через такие же трубы, как на предыдущей дамбе. С погодой тут повезло, так что все сфотографировал, в том числе и окрестности.

Солнце припекает, пора бы и искупаться. А тут по случаю увидел слева хороший выход на берег. Вверх от реки поднимается крутая гора, а на вершине вижу какие-то кусты, похожие на малинник. Жаль, что с собой на горку не прихватил фотоаппарат - вид сверху просто обалденный, но второй раз в такую круть не полезу. А куст обломал меня - это оказался шиповник с крупными ягодами.

Наверху далее идет распаханное поле. С горы же видна деревня, в двух местах пасется по стаду коров. Искупаться я успел два раза: до подъема на гору и после спуска с нее. Вода в Суне прохладная, река глубокая - у берега сразу по шею будет.

Вскоре луговины по берегам стали заканчиваться. По пути повстречал еще одно стадо коров, животинки стояли в воде и жевали свежую зеленую травку. Меня они почему-то испугались, и стали выходить из воды на берег. Вдали на склоне бугра я заметил пастуха.

Ну вот, цивилизация закончилась, слева подступил к реке первый лесок. Перед ним вышел на разведку. Но место - откровенная болотина, да и выход плохой. Слева пошел крутой берег. Совершенно неожиданно все русло оказалось перегорожено рыбацкими заколами, пришлось через них корячиться, протаскивая байдарку.
Первая стоянка

Силы уже на исходе, и, пройдя 400 м, в 16.59 тормознул слева между двумя небольшими кустами ольхи. Выход хороший, наверху - луговина. Остаюсь тут на ночевку. Ходовое время за день - 2 часа 30 минут, пройдено 11,2 км.

Первым делом развел костер, приготовил обед и ужин, сварил компот. Потом поставил палатку. Тишину редко нарушают лишь пролетающие самолеты. Проверил связь - есть только Мегафон (правильного оператора я выбрал), правда, сигнал на пределе. Переговорил с Катей. Потом немного послушал Первый канал ТВ - больше здесь на FM ничего не ловится. Затем пошел спать, хотя только десятый час. Что-то намучился сегодня за день.

28 июля

Выходил из палатки в час ночи. Половинка убывающей луны освещает окрестности, вся низина в густом плотном белом тумане, тент весь насквозь сырой.

Проснулся в 7 утра. Тумана уже нет, солнце скрыто за перистыми облаками. Пока собирался, да готовил завтрак, солнце выглянуло и обогрело окрестности. Подклеил днище байдарки скотчем на солнышке, заодно позагорал. Раньше ленту делали качественнее - держалась несколько дней, сейчас же отваливается за полдня.

Стою я на большой луговине. Вдали она уже заросла мелколесьем. Противоположный берег высокий, на излучине Суны виднеется сосновый лес, хотя, возможно, он растет только на склоне бугра, так как сквозь кроны сосен проглядывается уходящее вверх большое поле. Немного попела иволга, потом они перекликались между собой из разных островков леса.
Суна

Не спеша собрался, и в 11.24 вышел на воду. Русло неширокое, от силы метров 5-6. Вскоре Суна стала делать крутой поворот влево, упершись в твердую породу коренного берега. Русло помельчало, дно стало твердым, каменистым, вода побежала шустрее. На исходе первого километра встретился остров, обходил его по узкой левой протоке, так как правая протока завалена упавшими деревьями.

Оттолкнувшись от правого берега, Суна устремилась влево и подошла к большому лесному массиву. С воды видно, что внутри леса сплошной бурелом. Не обошлось здесь и без казуса. Упавшая огромная осина перегородила русло, хорошо то, что берега у Суны в этом месте высокие оказались, поэтому обнос не потребовался. Но провести байдарку между сучьев при крутом течении оказалось не совсем тривиальной задачей. При посадке в Щуку после проводки препятствия, ее развернуло, и в мелкий каменистый перекат я вошел кормой. При первом же удобном случае быстро развернулся. В перекате несколько раз все-таки зацепил днищем камни.

Далее Суна запетляла в низине. С воды вдали виднеются лишь вспаханные, либо засеянные поля, а скошенные луга рядом с рекой я лицезрел всего пару раз, когда причаливал к берегу, чтобы искупаться. Только мне подумалось, что по берегам никаких ягод нет, а растет лишь одна трава, как очередной редкий остров в Суне шокировал меня большущим кустом черной смородины. Кушать ягоды я начал прямо с байдарки, но вот до крупных ягод дотянуться не смог, поэтому пришлось с трудом выползти на болотистую сушу острова.

Время приблизилось к обеду, поэтому, прихватив несколько веток с ягодами, я отчалил от острова. К сожалению, хотя остров и большой, на нем негде устроить перекус. Справа вдоль Суны тянется высоченный берег, рядом с водой нет ни кустика, а на солнце-то жарковато будет.

Наконец, в 13.03 я причалил к размытому водой левому берегу, приметив небольшой куст ольхи. Под ним и устроился, развел костер. На обеде несколько раз искупался, глубина обалденная прямо у берега. Тучи за время обеда сгустились, и за рекой загремело, так что пришлось в спешке допивать чай и быстро собираться.
Зореника

Отчалил от берега в 14.57, прихваченную с острова смородину докушал уже на плаву. Через 20 минут слева впала р. Зореника, успел сфоткать ее устье, а также устрашающе черную тучу за рекой. Добравшись до березового перелеска, быстро причалил к берегу, и очень даже вовремя. Сильный ветрище старался нагнуть деревья до земли, шум стоял неимоверный. Я все боялся, что переломит какую-нибудь ольху рядом со мной.

Потом пошел дождь. Грозу, по счастью, протащило стороной, и ливня мне не досталось. Когда потоки дождя ослабли, решил пройтись по березовому перелеску, но грибов в нем не обнаружил. За перелеском узкой полосой засеяна рожь, а следом за ней идет еще перелесок, в котором издали я заметил большой куст, подозрительно похожий на малинник. Сходил туда, так оно и оказалось. Пока сыпал дождичек, накушался еще и малины.

Времени с грозой потерял много, теперь нужно гнать до стоянки. Вскоре справа впал небольшой ручеек, отмеченный на карте. Через пару километров вплыл в озеровидное расширение русла. Слева почти у самого берега виден большой остров, а чуть далее по ходу - еще один большой остров. На нем рыбаки даже построили сарай, видать место тут богатое рыбой. Я поначалу предположил, что большой ручей слева впадает где-то за островами, но через 200 м от озерца все-таки увидел его устье.
Ненастье

Далее Суна петляет по болотистой луговине, на берегах виднеются лишь редкие кусты ольхи. Очередной грозовой фронт стал прижимать меня ближе к берегу - пора искать стоянку. И вот в 17.16, заценив кустик зеленой ольхи с торчащими сухими стволами, я причалил к правому берегу, повезло еще, что выход оказался хорошим. Ходовое время за день - 2 часа 40 минут, пройдено 13,3 км.

Перво-наперво начал ставить палатку, как дело дошло до установки тента, так сразу и закапало. Затем перетаскал все вещи из байдарки в палатку и под тент. Грозу вновь протащило стороной, а вот дождя с края черной тучи на меня все же хватило. Потом я разжег костер и приготовил ужин.

Включил смартфон. К моему великому удивлению - отличнейшая связь, хотя и далеко ушел от населенки. Из операторов присутствует только Мегафон. Пообщался с Катей. За весь день не встретил ни одной живой души на реке. Потом сходил на разведку в ближний перелесок, в нем сплошной бурелом. За перелеском находится зарастающее мелколесьем поле.

Моя стоянка находится на луговине, трава здесь не скошена, хотя на противоположном берегу зеленеет отава. За скошенной луговиной поднимается холм, слева он зарос лесом. Ну вот, опять все почернело, и пошел дождь. Ретируюсь в палатку. Сегодня вся вторая половина дня прошла под знаком дождя.

29 июля

Вторая стоянка

Палатка у меня находится не в тени, так что с утра было жарковато, хотя солнце и скрыто в какой-то дымке. Пока готовил завтрак и кушал, несколько раз искупался - дна у берега сразу нет. Суна, хотя и очень узкая река, но своей глубиной поражает. Напротив стоянки Суна выглядит как канава шириной 5-6 метров.

На солнышке между делом наклеил скотч на днище Щуки, не знаю - надолго ли хватит. Под конец завтрака по макушке левого берега проехал автопоезд из пяти больших грузовиков (все с прицепами): 4 красных машины и одна зеленоватая. Когда уже начал собирать вещи и готовиться к отходу, в ту же сторону, но уже вдоль берега реки, сначала прошел один комбайн, потом три кряду, а затем еще один замкнул эту колонну. Под конец сборов стала надвигаться громадная темная туча, заполонившая полнебосвода.

На воду вышел в 10.53. Панаму надевать не стал, солнца все равно уже нет. Идти прохладно, не парит. Луговины продолжают тянуться слева и справа. Через 1,7 км дошел до ручья, что впадает справа - это у меня был ориентир на вчерашний день, так что от графика отстал совсем немного. Через 5 минут наткнулся на куст черной смородины, кушаю прямо с байдарки. Небо совсем почернело, стало громыхать, поэтому пора спешить. Сорвав несколько веток с ягодами, двинулся дальше.
Ненастье

Гремит совсем рядом, пошел дождь, а вокруг одни голые луга. Вот, наконец-то, ровно в полдень приткнулся к правому берегу рядом с кустами ольхи. Дождь поливает уже сильно, почти ливень. Вышел из байдарки и переждал стихию на берегу. Гремит почти над головой, фронт грозы уходит очень медленно, но как только он немного сдвинулся в сторону, я продолжил свой путь. Отчалил от берега в 12.36. По небу плывут рваные серые облака, и дождь все льет и льет.

Приближается время обеда, я весь до нитки сырой. Хорошо, что луга наконец-то закончились, и я стал присматриваться к елочкам. Вскоре слева увидел сухую ель, и рядом есть хороший выход с воды, сюда и причалил ровно в 13 часов. Благодаря ели, костер распалился моментально. Для костра я еще выкорчевал еловый пень. Отобедал, подсушился, и в 15.13 при моросящем дожде пошел дальше. Сегодня мне надо уйти за село Суна.

После обеда течение в Суне прекратилось, русло стало расширяться, ну что ж, надо готовиться к очередной дамбе. Перед селом на правом берегу растет хороший сосняк, а впереди уже виднеется маковка колокольни. Остановился на одном из поворотов русла, чтобы отчерпать воду из байдарки, и выбрался на луговину. Село большое. На фоне домов видна церковь и вышка сотовой связи Мегафона, других операторов тут нет.
Село Суна

В 16.12 наконец-то подошел к селу. Оно раскинулось на правом высоком берегу, а левый берег представляет собой откровенную болотину. По пути вышел в одном из загонов для скотины, чтобы сфотографировать церковь. Ее очень неудачно закрывают дома со всех сторон, находится церковь далеко от реки.

Вскоре река Суна резко свернула влево и потекла вдоль дороги. Точно, дело к дамбе идет. Но, на мое счастье, на правом повороте русла я вскоре увидел современный железобетонный мост вместо ожидаемой дамбы. Будем считать, что отделался легким испугом, мне очень не хотелось таскаться через дамбу. Река запетляла по задворкам Суны, но сельские дома скрыты от взора густым еловым лесом, на луговине наблюдаю лишь пасущихся коров.

Чем дальше иду по реке, тем более откровенная болотина окружает меня со всех сторон. Окраины села я все же увидел - белые корпуса какого-то производства, скорее всего, обработка леса, так как вдали на луговине видны узкоколейные вагончики и платформы. Хотя, может, и ошибаюсь, но тащиться через болотину до них было лень, да и времени уже в обрез. Пора уже задуматься о стоянке, но здесь даже причалить некуда. По пути попалась пара рыбаков на лодках, но с рыбой, как сказал один из них, не ахти.
Залив перед дамбой

Вскоре стало подозрительно шуметь, и я понял, что впереди меня ждет дамба. Подошел к ней в 17.29. Перед дамбой стоячая вода заросла тиной, а в ней виднеется прибившийся к насыпи мусор, но его немного. Подъем на дамбу невысокий, а по ней, естественно, проходит дорога. Вода шумит справа. Пошел на разведку обноса. За сливом с дамбы есть достаточно крутой глиняный спуск к реке, ноги сильно скользят по сырой глине, так что спускаться нужно очень осторожно. Тропа на спуске разъезжена рыбаками, точнее, их сапогами.

Перетащился, и в 42 минуты шестого часа вечера побежал по веселой струйке вниз по Суне, теперь уже достаточно узкой, но густо заросшей по берегам кустами. Отойду немного от дамбы и буду присматривать место под стоянку. Моему удивлению не было предела, когда стали встречаться по берегам рыбак за рыбаком, хотя все и жаловались, что клева нет. А один рыбак вообще попросил не шуметь, так ведь река-то узкая, мимо рыбака разве что по воздуху пролететь.

В одном месте даже случился завал, повезло еще, что справа смог выкрутиться между деревьев. И здесь тоже вышел прямо на рыбака. Как ни странно, но течение вскоре прекратилось, а вдоль берегов стоят мертвые деревья. Чуть было не присмотрел место для стоянки слева, но вновь увидел рыбака, конечно же, на правом берегу, но стоять напротив него как-то не очень хорошо.

На одном из поворотов русла слева заметил большие кусты зеленой ольхи, выход с воды пологий, у берега мелко. Причалил к берегу в 18.07. Вышел на разведку. Вся луговина перед лесом занята сухим дудником, отчего кажется коричневой. Посередине луговины находится большая яма-болотце, заросшая зеленой осокой. Примял дудник, ровное место под палатку нашлось, здесь и остаюсь на ночь. Ходовое время за день - 3 часа 45 минут, пройдено 19,4 км.
Третья стоянка

Место за ольховником уютное, рыбаки здесь не ходят, так что можно спокойно отдыхать. Первым делом установил палатку, чтобы понять, где у меня будет костер. В итоге, устроил его под деревьями.

После ужина проверил радио, пробилось Дорожное с Кирова (103 км по прямой, однако!). Вполне сносно можно слушать, правда, с антенной в виде весла. С большими шумами отловил еще Марию FM с Омутнинска. Радио послушал совсем немного, так как заедают комарики, и ушел отдыхать в палатку. Все небо затянуто тучами, но дождя пока нет.

30 июля

Ночью прояснило, все небо было усыпано звездами. С утра солнечно, но я нахожусь пока в тени деревьев. Приготовил завтрак, солнце вылезло на поляну, уже парит. Раскинул мешки и вещи на просушку, перевернул байдарку. Жаль, что нельзя искупаться, пришлось лишь полить голову из кружки. Вход в воду здесь мелкий, вязкий и грязный.

Заклеил днище, собрался и в 11.03 отчалил. Очень хочется купаться, но пока негде. А вскоре пошли рыбаки друг за другом. Но я все-таки искупался, найдя более-менее приличный выход с воды. Река широкая, с мертвыми деревьями, дело явно идет к дамбе. И вдруг неожиданно слева слышу шум воды, хотя сама река уходит вправо.
Первый порог Второй порог

Вот тебе раз! Вижу настоящий порожек! Решено, иду этой узкой протокой, будь что будет. Разведал препятствие, слева вполне можно пройти. Иду по косому сливу влево, по струйке, и падаю в небольшую кипящую бочку. Затем в пенной бочке несколько неприятных покачиваний вправо-влево, и я довольный покидаю этот порожек.

Вот тебе два! Через 100 м еще круче порог! Кстати, вместо камня здесь крутая твердая глина. Под порогом вспугнул утку с утятами. Хотя порог и хорош, но здесь фактически 100%-й киль с возможной травмой, а то и хуже, из-за острых торчащих ольховин прямо в струе. Обойти их невозможно, так как сила струи велика - падение-то воды нехилое! Разведка местности показала, что обнести порог не представляется возможным. Снимаю сапоги, и осторожно спускаю байдарку вниз левым берегом. Под конец порога все же поскользнулся на глине, но от купания бог миловал - удержался каким-то чудом на берегу. А байдарку все-таки не слабо колбасило, пока я ее спускал вниз по порогу.

Суна течет среди лугов. Через полкилометра влился в основное русло, подозрительно похожее на старицу. Существует ли здесь дамба, так и не узнал, со стрелки ее не видно. Через 20 минут подошел к красивому сосновому лесу на высоком правом берегу. Думаю, надо разведать насчет ягод. В лесу оказался сплошной бурелом, но малины я все-таки отведал.

От леса я вскоре ушел. Хотя кустов по берегам не так и много, но один небольшой завал все же пришлось преодолеть. Время приближается к обеду, солнце нещадно палит, так что сейчас ищу спасительные кусты, желательно и байдарку в тень пристроить.

Вскоре, в 13.01, такое место нашлось на левом берегу, да еще и с хорошим выходом, правда, внизу немного грязновато. Зато место для купания отличное. Первый раз из-за жары так быстро плюхнулся в реку, что вода в ухо попала, дна-то здесь сразу нет. Потом в течение обеда еще несколько раз купался. Наверху находится большая кошеная луговина, с нее виден тот сосновый лесок, где я кушал малину. Кстати, внизу под берегом попробовал красной смородины, но ее здесь очень-очень мало.

С обеда вышел в 15.18. Вскоре течение прекратилось, русло постепенно стало расширяться, явно попахивает 5-ой дамбой. Через полчаса слева увидел ферму, и почти сразу же за поворотом наткнулся на деревянный низкий мост. Перед ним большой завал. Да, но это еще не дамба, а обнос уже предстоит. Мост оказался в никуда, слева и справа промоины у берегов. С левого берега перекинута дощечка на мост, в середине часть моста сожжена. Обносился через мост, затем по дощечке на левый берег. Подошел местный мужик с черным щенком, у него "Урал" заглох. Но тут я ему ничем помочь не смог, а он мне помог протащить байдарку через дощечку вниз к реке.
Мост

После моста более двух километров петлял по болотистой низине, пока не уперся справа в высокий берег. Здесь я увидел идущую машину со стороны д. Мусихи. Река повернула влево и по прямой потекла вдоль высокого правого берега. Дело явно пошло к дамбе, но, повернув через некоторое время направо, я увидел деревянный автомобильный мост. Перед ним завал, но справа есть узкий проход.

На небе стали сгущаться тучи, загромыхало в стороне. После моста более двух километров петлял по откровенному болоту, причем перед дамбой оно еще и расширилось. Река Нартница где-то впала в это болото.
Слив под дамбой

В 17.08 причалил к левому углу дамбы, увидев явную тропу. Взяв котлы и весло, пошел по тропинке. Она привела меня в нужное место под дамбой. Вот тут-то и зарядил небольшой дождь. На следующем заходе с рюкзаком я сделал несколько фото. Под дамбой во избежание сильного размыва землю укрепили вбитыми рядами бревен, которые уже наполовину сгнили. Перетащив байдарку, через 14 минут я отчалил в поисках стоянки.

Судя по состоянию погоды, надо скорее вставать на стоянку. Идет грозовой фронт, и он совсем рядом. Пройдя 800 м, я остановился у кустов зеленой ольхи на высоком правом берегу. Вдоль реки идет кошеная луговина с катушками сена, а через 150 м начинается ржаное поле. Ходовое время за день - 2 часа 45 минут, пройдено 14,3 км.

Палатку поставил рядом с ольхой, примяв зеленую травку и крапиву. До грозы еще успел заготовить сухую розжигу для костра. Опять немного поздний ужин из-за пережидания грозы, затем немного послушал радио. Сегодня слышимость хуже, хотя до Кирова менее 100 км, видимо, из-за плохой погоды. Добавилась радиостанция Европа+.

Появились все 4 оператора сотовой связи. Пока разговаривал с Катей, пришел большой дождь, пришлось спрятаться под ольхой. Все небо на ночь затащило черными тучами.

31 июля

Ровно в полночь начался крутой ливень с грозой. Палатку рвало и метало порывами ветра. В половине четвертого вроде как все успокоилось. Посветлело, скоро рассвет. Ан, нет, полоскало до половины восьмого утра, теперь уже без ветра.

Костер быстро разжег только благодаря трухлявому пеньку, внутри него сохранилась сухая мягкая губка. А так ничего сухого в принципе нет. Все кругом в непонятной дымке, парит видать сильно. Скотч на днище наклеил абы как.
Суна у стоянки

День не задался с утра. При погрузке (а берег очень крутой, поэтому рюкзак я вынужден был привязать на корму еще наверху) байдарка перевернулась на кочках из-за рюкзака и легла на воду вверх днищем. Пришлось экстренно ее переворачивать. Слегка намок только передний карман в байдарке, а остальное все уже было упаковано в гермомешки.

До устья Суна весело бежит среди лугов, кустарника по берегам почти нет, в русле много рогоза. Через 2,8 км влился в широкую Косу. Берега ее болотистые, особенно левый, который зарос мелким ивняком (а на Суне только ольха вдоль реки растет). Правый берег Косы от устья Суны идет открытый (луга). Как ни странно, но местами даже вода течет. Иду в основном против ветра. Река выписывает плавные дуги. Через 2,5 км слева большая заводь, в ней посередине есть остров.

Время плавно приближается к обеду. Хотя солнца и не видно на небе, но парит. Хочу найти место с теневой стороны, а то вдруг солнце пробьется сквозь пелену. В 13.00 встал на левом берегу. Сквозь кусты поднялся наверх. Здесь кошеная луговина, вокруг которой Коса выписывает большую излучину. А прямо передо мной вдали во всей красе виден пос. Соколовка.
Коса

Во время обеда несколько раз купался - место здесь удобное. Пелена все-таки начала кучковаться в черные тучи, надо спешить с выходом. Подкачал баллоны в байдарке (я их специально приспускал перед выходом на обед), что-то один из них вдруг стал травить. Тем не менее, в 15.16 я вышел на воду. Воздуха в баллоне хватило на 3 минуты - вскрылась старая рана в клапане. Пришлось срочно причаливать к левому берегу и ремонтироваться.

На правом берегу увидел двух рыбаков, с ними была собака. Она меня вычислила и немного повыслуживалась перед хозяевами. Охраняя их, облаяла меня с другого берега, но переплывать широкую реку все-таки не захотела.

Быстро развел костер, просушил клапан. Гондолу выворачивать наружу я не стал. В виду приближения черноты на небе, клапан подклеил в экспресс режиме, выдержал минут 20, и стал выравнивать баллон в байдарке. Подкачал баллон. Если уж не повезет, то тогда тут и останусь на ночь.

В 16.50 я продолжил свой путь, но вскоре с тучи задул сильнейший ветер. Хорошо еще, что я шел под берегом с подветренной стороны. А потом пошел сильный ливень. Если бы не загремело, то так бы и шел под дождем. В 17.04 вышел на берег, попутно успел поесть немного малины. По счастью, ветер тучу протащил быстро, и дождь закончился. Через 12 минут я продолжил свой путь.

Вскоре на пути встретилось два больших острова, Коса разбилась на протоки, я пошел узкой левой (самая короткая протока) по веселой быстрой струйке. Вскоре дошел до Соколовки. Поселок стоит на высокой горе, и с воды домов почти не видно. Через полкилометра русло сузилось, образовав хороший перекат. Справа я заметил развалины какого-то старинного здания. Уж не церковь ли была тут? У случайного рыбака в китайском плаще я спросил, что это за развалины, но он не знает.
Развалины

Вода, кстати, сильно побежала, и река потекла совсем не там, где она нарисована на электронной карте навигатора, а по старым руслам и осушительным каналам. Благодаря узкой ширине русла течение везде приличное. На развалинах стен какого-то здания, уже современного, я остановился вычерпать воду из байдарки. Скорее всего, это было здание фермы. Со старым руслом я все-таки слился как раз перед устьем Пихтовки, если это была именно она.

Еще одного рыбака на лодке я встретил уже перед д. Салтыки, которая находится, как и Соколовка, на высокой горке вдали от воды. За деревней высокий правый берег зарос сосняком. Я начал искать стоянку сразу при развороте русла Косы в сторону от Салтыков.
Стоянка

Вскоре заметил кусты ольхи слева, зачалился в 18.44. Вышел на разведку. На берегу явилась взору большая кошеная луговина в виде буквы "Г", я нахожусь на изгибе. Прямо передо мной видна д. Салтыки, а в конце короткой стороны буквы "Г" - пос. Соколовка. Вдоль длинной стороны буквы "Г" пойду завтра. Решено, тут и остаюсь. Ходовое время за день - 3 часа 30 минут, пройдено 18,1 км, из них 2,8 км по Суне.

Пока разводил костер, пристала мошка, покусала до кровяных пятен. Пришлось сухой ствол ольхи разделать на щепки, а затем из них настрогать тонких завитушек, и то не с первой спички распалил костер - все очень влажное. Поужинав, поставил палатку прямо на кошеную луговину. Ну, вот, и дождь заморосил опять. Прибрав все на поляне, забрался спать в палатку.

1 августа

Первое утро августа солнцем не порадовало. Пасмурно, подувает ветерок, может и растащит. Сегодня последний полный ходовой день, должен дойти почти до пос. Косино - лишь бы байдарка не подвела. Пока завтракал, заморосило. Решил время даром не терять, раз погода все равно испорчена, и между мытьем посуды и сбором вещей успел побриться. Погода за это время наладилась - солнце, конечно, не показалось, зато дождь прекратился.

Ночевал я сегодня напротив высокой горы, заросшей соснами. Этот крутой берег начался почти сразу за деревней и тянется с полкилометра. Вышел я на воду в 10.02. Река весело бежит по прямой как раз вдоль этого высокого берега с соснами. Затем лес дугой отходит в сторону, и я вхожу в луговины, Коса начинает выписывать двойную петлю.

Издалека показался на высоком правом берегу одиноко стоящий домик с постройками. Через 1,5 км я до него таки дошел. Очень долго вдоль правого берега тянулась высоковольтная ЛЭП. В километре от домика я под ней прошел, и ЛЭП ушла в сторону от реки.

Совсем еще издалека на очень-очень высокой горе я заметил село Коса. Но дошел я до села весьма не скоро, тезка-река сильно петляет на этом участке. Становится жарко, и на одном из поворотов Косы я совместил приятное с полезным, заметив небольшой малинник с красными ягодами. Остановился на перекур: накупался и поел ягод. После отдыха погреблось значительно легче, тем более что на реке подувает приятный ветерок.
Мост

Вскоре слева к берегу подошел лес. Река выписала громадную петлю и по прямой потекла к высокой горе, заросшей лесом, на окраине которой виднеются дома Косы. На левый берег напротив села перекинут автомобильный мост, странно, что он очень низкий. Перед мостом со стороны села стоит легковая машина красного цвета, водитель рыбачит с моста. Из-за постоянных дождей дорога грязная. Мост состоит из металлического каркаса, на который положен настил из бревен. Здесь у меня был короткий обнос левым берегом около 27 м. От старого моста остались только сваи в русле и высокая насыпь на левом берегу. Судя по всему, в паводок новый мост не используется.
Коса

После моста Коса потекла по прямой вдоль высокого правого берега, заросшего лесом. Вопреки моим ожиданиям течения здесь почти не было. Чем ближе к устью, тем больше вдоль болотистых берегов растет сусака, сейчас он очень красиво цветет. Хотел сфотографировать цветущий сусак, но берега настолько топкие, что близко к нему не подойдешь.

Время близится к обеду, и, выписав две большие дуги вдоль скошенных луговин с катушками сена, я в 12.58 причалил к высокому левому берегу, приметив рядом куст смородины. Солнце, хотя и сквозь дымку, припекает. За байдарку я опасаюсь, поэтому пристроил ее в тенечке. На берегу рядом с водой оказалось грязно, да к тому же сплошной бурелом от переломанных осин. И я выбрался наверх по звериной тропе. Там и пообедал.

Поверху вдоль Косы проходит дорога. Впереди видна д. Микрюки, а напротив обеденного места находится некошеная луговина. Перед отходом поел еще черной смородины и попробовал несколько ягод красной смородины. Вышел с обеда ровно в 15 часов. Сильно парит, но искупаться пока негде - берега плохие.

Через 15 минут слева впала р. Шориха, за устьем сразу начинаются Микрюки. В деревне даже увидел созревающие подсолнухи. Далее Коса петляет среди луговин, справа местами просматривается высоченный лысый берег. Вскоре миновал две линии высоковольтки, и через 1,5 км подошел к автомобильному мосту - это трасса с Кирова. По счастью, перед мостом полуторакилометровая петля реки спрямлена.

Небо давно уже почернело. Едва я ушел за мост, как сверху полило, да еще так круто. Хотел уж было протаранить тучу наплаву, но вдруг загремело, и я ретировался на берег. Мне повезло, гроза была недолгой, и я через четверть часа продолжил свой путь. Но вечер уже безнадежно испорчен сыростью, да и как тут с дровами рядом с Косино - одному богу известно.

Я решил, что нужно как можно ближе подойти к дороге, уходящей в сторону Косино. По ней-то уж точно дойду до вокзала, а если окажутся варианты ближе подойти - разберусь завтра. Коса стала наворачивать очень длинные петли, и лишь только в 18.09 я причалил к левому берегу.

Сначала остановился буквально в пяти метрах от рыбацкого выхода - я его не заметил. Это место из-за плохого выхода на берег мне не понравилось, вот тут-то я и наткнулся на рыбацкую стоянку. Выход с реки прочищен, прорублен сквозь кусты. Есть вытоптанное место под палатку. Решено - остаюсь на ночь здесь. Ходовое время за день - 5 часов 10 минут, пройдено 24,9 км. Километраж в государственном водном реестре немного занижен, я, получается, должен быть уже в устье Косы.
Стоянка у Косино

Грозовое облако вместе с солнцем ушло за горизонт, так и не выпустив его из своих объятий, поэтому кругом сплошная сырость, и надеяться на сушку нечего. Наметил место под палатку, развел костер. Раздувал огонь опять из гнилушек сухого ствола, которые долго тлеют, не желая воспламеняться. Когда вновь загремело, поставил палатку. Но грозы так и не случилось.

После ужина ушел спать. Делать на этой стоянке нечего, кругом высокая некошеная сырущая трава. Хорошо слышны поезда, особенно когда грохочут по мосту через Косу. Вскоре уснул.

2 августа

Второй день августа встретил сильной пасмурностью. Будильник заводил на 5.30, но встал в 6 утра, думаю, что все успею сделать, тем более что сушки пока не предвидится.

Отчалил от стоянки в 8.19. Через 13 минут подошел по электронной карте к дороге, идущей в сторону Косино, но с воды ее не видно, поэтому вышел на разведку. Да, дорога есть, но очень грязная после дождей. Поворот в сторону поселка находится немного дальше.

Дошел на байдарке до отворота дороги на Косино, и вышел второй раз на разведку. В том месте Коса пропилила русло напрямую. Здесь мне попался рыбак, идущий по дороге в сторону реки с надутой резиновой лодкой. Он и подсказал, что мне нужно дойти до ледоломов, а там справа есть мостки. От них можно легко дойти до вокзала.

Новое русло начинается с узкого прохода, потом оно расширяется и сливается с основным руслом через 600 м. Через некоторое время дошел до ледоломов, и причалил к мосткам. Ходовое время за день - 35 минут, пройдено 2,4 км.

Место здесь не очень, но я все успел просушить на железном днище лодки, лежащей на берегу. На мостки периодически приезжают местные жители стирать дорожки и ковры. Погода, хотя временами и сильно хмурилась, не подвела.

Собрался и по наводке дошел до вокзала. Сначала шел вдоль реки по ул. Набережной до проходной Косинской бумажной фабрики. Новый корпус ее разрушен, а старый внешне облагорожен вагонкой. Местный народ говорит, что фабрика пока еще работает. Потом по ул. Коммуны я дошел до церкви, от нее по ул. Ленина добрался до железнодорожного переезда, а потом уже шел вдоль путей до вокзала. На этом участке одна лишняя путь демонтирована, так что идти не проблемно. Всего от реки до вокзала 1,3 км, прошел за 17 минут, сфотографировав по пути церковь.

Зал ожидания закрыт на замок, билеты не продают с 15 июля по 11 августа в связи с отпуском кассира. Вот тебе и сервис: ушел в отпуск, и ожидайте, как хотите, вашу электричку, от дождя совсем некуда спрятаться. Хорошо еще, что две скамейки есть перед вокзалом, а то бы еще и присесть некуда было. Остается лишь надеяться на отпуск небесной канцелярии, или хотя бы выходной, а то я все 6 дней в походе не просыхал.

Все-таки канцелярия решила устроить себе выходной. Загрузился без дождя, да и в Кирове сухо. А дома ожидала еще одна приятная неожиданность - горячую воду дали. Так что еще и вымоюсь после похода, а то все лето дербенел.